» Биологическая эволюция -2 «
Готовимся к ЕГЭ
Тестовое задание -2 на тему: «Биологическая эволюция -2»
Выполнил: учитель химии – биологии Алиев Сагынган Кабирович МБОУ «Фоминская СОШ» Называевского муниципального района Омской области
Задание №2
Выберите три правильных утверждения из шести предложенных.
Вариант № 1.
Основные положения теории Ж.Б. Ламарка:
организмам присуще внутреннее стремление к совершенству,
ограниченность жизненных ресурсов препятствует беспредельному размножению организмов,
большая часть особей гибнет в результате борьбы за существование,
развитие и редукция органов происходит в результате их упражнения или неупражнения,
результатом борьбы за существование является естественный отбор,
приспособление организмов возникает в результате прямого воздействия окружающей среды.
Какие из перечисленных произведений принадлежат Ч.Дарвину:
«Дарвинизм»,
« О природе вещей»,
« Происхождение видов путем естественного отбора»,
« Изменение домашних животных и культурных растения»,
«Философия зоология»,
« Происхождение человека и половой отбор».
Эмбриологические доказательства эволюции:
сходство зародышевых форм,
сравнение флоры и фауны континентов,
островная фауна,
биогенетический закон,
развитие организма из оплодотворенной яйцеклетки,
рудиментарные органы.
Морфологические доказательства эволюции:
сравнительно – аналитические ряды,
рудиментарные органы,
биогенетический закон.
- гомологические органы
аналогические органы,
сравнение флоры и фауны континентов.
Естественнонаучные предпосылки возникновения дарвинизма:
открытие закона сохранения и превращения энергии,
высокий уровень развития сельского хозяйства в Англии,
факты, свидетельствующие об изменении литосферы под действием естественных сил,
лабораторный синтез мочевины и других органических веществ,
обнаружение сходства в строении ископаемых и современных форм растений и животных,
развитие промышленности в Англии.
Современное представление о биологическом виде:
виды сотворены и неизменны,
виды не существуют реально,
виды неустойчивы и динамичны,
любая изменчивость в природе представляет собой видообразование,
виды реально существуют,
вид существует определенное время, затем либо вымирает, либо изменяется.
Понятие эволюции применимо к:
домашней собаке, живущей во дворе,
тараканам, с которыми постоянно борются с ядохимикатами,
волку, обитающему в зоопарке,
волнистому попугайчику, обитающему в клетке,
стае бродячих собак,
бездомным кошкам, обитающим в подвале многоквартирного дома.
Движущая форма естественного отбора в настоящее время итенсивно происходит в популяциях:
тараканов,
белых медведей,
крыс.
слонов,
пеликанов,
домовых мышей.
Вариант № 2.
Сторонникам эволюционного учения Ч.Дарвина в биологии:
К.А.Тимирязев,
-
Ж.Б.Ламарк,
А.Уоллес,
К. Ф.Рулье,
А.Вейсман,
Т.Мальтус.
Биогеографические доказательства эволюции:
сходство зародышевых форм,
сравнение флоры и фауны континентов,
островная фауна,
биогенетический закон,
наличие зоогеографических областей,
рудиментарные органы.
Доказательства происходящей в настоящее время эволюции:
наличие предупреждающей окраски у некоторых мух,
появление популяций насекомых – вредителей, стойких к ядохимикатам,
наличие новых форм вируса гриппа,
наличие зимней окраски у животных,
маскирующая окраска насекомых,
появление бактерий, устойчивых к антибиотикам.
Палеонтологические доказательства эволюции:
филогенетические ряды видов,
переходные вирусы,
биогенетический закон.
гомологичные органы,
ископаемые формы,
сравнение флоры и фауны континентов.
Основные положения теории Ч.Дарвина:
организмам присуще внутреннее стремление к совершенству,
ограниченность жизненных ресурсов препятствует беспредельному размножению организмов,
большая часть особей гибнет в результате борьбы за существование,
развитие и редукция органов происходят в результате их упражнения или неупражнения,
результатом борьбы за существование является естественный отбор,
приспособление организмов возникают в результате прямого воздействия окружающей среды.
Результаты биологической эволюции:
вымирание видов, не приспособленных к новым условиям среды,
преобразование биосферы человеком,
приспособленность организма к условиям существования,
создание новых форм лекарственных препаратов,
возникновение речи у человека,
появление наций и народностей людей.
Два вида – двойника крыс можно отличить по признакам:
особенностям внешнего строения,
размерам и числу хромосом,
месту обитания,
кариотипу соматических клеток,
ареалу обитания,
появление наций и народностей людей.
Дрейф генов отражает:
динамику численности животных – континентов,
случайное изменение частот аллелей,
пространственную изоляцию вида,
экологическую изоляцию вида,
ненаправленное изменение частот аллелей,
динамику генотипической структуры популяции.
****************************************************************
Ключ к тестовому заданию-2 на тему: « Биологическая эволюция -2»
Задание № 2.
Вариант № 1.
Вариант № 2. 1, 2, 52, 3, 5
1, 3, 6
2, 4, 6
2, 5, 6
*****************************************************************************
infourok.ru
Тема 4.2. Современное эволюционное учение.
Вид и его критерии
1. Дайте определения понятий.
Биология – система наук, объектами изучения которой являются живые существа и их взаимодействие с окружающей средой.
Критерии вида – характерные признаки и свойства, по которым одни виды отличаются от других.
2. Заполните таблицу.
Критерии вида
3. Что такое виды-двойники? Приведите примеры.
Два разных вида могут не различаться по анатомическому строению, быть морфологически сходными, но в природе не скрещивающихся из-за наличия разных хромосомных наборов. Так, под названием «крыса черная» различают два вида-двойника: крыс, имеющих в кариотипе 38 и 49 хромосом; под названием «малярийный комар» существует 6 внешне не различимых видов-двойников; у рыбки щиповки – 3 вида двойника.
4. Как проявляется целостность вида?
Ни один из критериев в отдельности не может служить для определения вида. Охарактеризовать вид можно только по их совокупности.
Популяция – структурная единица вида и единица эволюции
Популяция – группа одновидовых организмов, занимающих определенный участок территории внутри ареала вида, свободно скрещивающихся между собой и частично или полностью изолированных от других популяций.
Генофонд популяции – совокупность количества генетического материала, который слагается из генотипов отдельных особей.
2. Приведите примеры взаимоотношений организмов в популяциях.
Взаимоотношения в популяции могут быть следующие:
Конкуренция — борьба за одни и те же условия окружающей среды внутри одного вида.
Поедание одних особей другими внутри популяции.
Совместная защита от хищника.
Обмен генами при скрещивании в пределах одной популяции.
Гибель ослабленных особей и улучшение качественного состава популяции (генофонда).
3. Что изучает популяционная генетика?
Популяционная генетика изучает процессы изменения генетического состава популяций, возникновения новых свойств организмов и их закрепление посредством естественного отбора.
4. Как влияют мутационные процессы на генетический состав популяции?
Мутационный процесс ведет к увеличению разнообразия генофонда. Мутации распространяются и закрепляются благодаря комбинативной изменчивости.
5. Какое значение имеет мутационный процесс для эволюционных преобразований?
Мутационный процесс – это постоянный источник наследственной изменчивости. Вследствие мутаций изменяется генофонд популяции, что под воздействием различных факторов представляет собой элементарные эволюционные изменения. Мутационный процесс формирует резерв наследственной изменчивости в генофонде каждой популяции и виде в целом. Поддерживая высокую степень генетического разнообразия популяций, он создает основу для естественного отбора и микроэволюции.
6. В чем проявляется способность популяции приспосабливаться (адаптироваться) к новым условиям среды?
Крупные изменения снижают приспособленность популяции. В популяции имеются запасы таких аллелей, которые не приносят ей какой-либо пользы в данное время; они сохраняются в гетерозиготном состоянии. Но когда в результате изменения условий они вдруг оказываются полезными, их частота под действием отбора начинает возрастать, и в конечном счете они становятся основным
генетическим материалом.
Движущие силы эволюции и их влияние на генофонд популяции
1. Дайте определение понятий.
Дрейф генов – явление ненаправленного изменения частот аллельных вариантов генов в популяции, обусловленное случайными статистическими причинами, в результате которого изменяется и обедняется генофонд малой популяции по сравнению с его исходным состоянием.
Волны жизни – резкие колебания численности особей популяции вследствие естественных причин.
Изоляция – исключение или затруднение свободного скрещивания между особями одного вида; является элементарным эволюционным фактором, действующим на микроэволюционном уровне, и приводит к видообразованию.
2. Что понимают под генетическим равновесием в популяциях?
Постоянство частот встречаемости различных аллелей. Это ситуация, при которой распределение аллелей в популяции остается постоянным из поколения в поколение (при отсутствии отбора или мутаций).
3. Заполните таблицу.
Нарушения генетического равновесия в популяциях
4. Какие из названных изменений генофонда популяций могут рассматриваться в качестве эволюционных факторов? Ответ поясните.
Под влиянием факторов эволюции — мутационного процесса, изоляции, естественного отбора и др.- в популяции постоянно происходит элементарное эволюционное явление — изменение генофонда популяции. Полезные мутации сохраняются естественным отбором, вредные — накапливаются в популяции в скрытом виде, создавая резерв изменчивости. Через несколько поколений изолированные популяции, обитающие в разных условиях, будут различаться по ряду признаков. Изоляция также является элементарным эволюционным фактором, действующим на микроэволюционном уровне, и приводит к видообразованию. Также и дрейф генов может в результате привести к возникновению нового вида. В результате всех этих факторов может возникнуть новый вид или лучше адаптироваться к условиям внешней среды исходный вид.
5. Составьте схему
Эволюционные факторы
Результаты эволюции
1. Дайте определения понятий.
Микроэволюция – эволюционные изменения, протекающие на популяционном, внутривидовом уровне.
Видообразование – процесс возникновения новых биологических видов и изменения их во времени.
Макроэволюция – процесс образования из видов новых родов, из родов – новых семейств и так далее.
2. Заполните таблицу.
3. Чем отличаются процессы аллопатрического и симпатрического видообразования?
Симпатрическое видообразование связано с расхождением групп особей одного вида и обитающих на одном ареале по экологическим признакам. При этом особи с промежуточными характеристиками оказываются менее приспособленными. Расходящиеся группы формируют новые виды. Особенностью симпатрического пути видообразования является то, что он приводит к возникновению новых видов, всегда морфологически близких к исходному виду. Лишь в случае гибридогенного возникновения видов появляется новая видовая форма, отличная от каждой из родительских.
Аллопатрическое видообразование вызывается разделением ареала вида на
несколько изолированных частей. Возникновение географических преград (горных хребтов, морских проливов и пр.) приводит к возникновению изолятов — географически изолированных популяций. Прерывание потока генов между изолятами, с одной стороны, и действие естественного отбора, с другой, приводят к их репродуктивной изоляции и образованию самостоятельных видов.
4. Составьте схему.
Эволюционный процесс
5. Заполните таблицу.
Доказательства макроэволюции
Биологический прогресс и биологический регресс
1. Дайте определения понятий.
Ароморфоз – это крупные, масштабные эволюционные изменения, которые ведут к общему подъему организации, повышают интенсивность жизнедеятельности, но не являются узкими приспособлениями к резко ограниченным условиям существования.
Идиоадаптация – это мелкие эволюционные изменения, которые повышают приспособленность организмов к определенным условиям среды обитания.
Дегенерация – это эволюционные изменения, которые ведут к упрощению организации, к утрате ряда систем или органов и часто связана с переходом к паразитическому образу жизни.
2. Заполните таблицу.
Типы эволюционных изменений.
3. Каковы основные направления эволюции? Приведите примеры каждого из них.
Главные направления эволюции:
Ароморфозы: у животных – появление живорождения, способности к поддержанию постоянной температуры тела, возникновение замкнутой системы кровообращения, у растений — появление цветка, сосудистой системы, способности к поддержанию и регулированию газообмена в листьях.
Идиоадаптации: защитная окраска животных или приспособления некоторых рыб (камбала, сом) к жизни у дна – уплощение тела, окраска под цвет грунта, развитие усиков и пр.; приспособления к полету у некоторых видов млекопитающих (летучие мыши, белки-летяги). У растений – приспособления к перекрестному опылению цветка насекомыми или ветром, приспособления к рассеиванию семян.
Дегенерации: у паразитов возникают специфические приспособления (часто весьма изощренные) к условиям жизни внутри хозяина. У паразитических червей появляются присоски, крючки, получают значительное развитие органы размножения. У свиного цепня, лентецов и других червей нет кишечника, слабо развита нервная система, отсутствует способность к передвижению. У растений-паразитов (повилика) – отсутствие вегетативных органов (лист), вместо корней – присоски.
4. Заполните таблицу.
Сравнительная характеристика биологического прогресса и биологического регресса
5. Какова, на ваш взгляд, роль человека в процессах биологического регресса?
Деятельность человека является мощным фактором биологического регресса видов, нужных и полезных ему. Например, появились микробы, устойчивые к действию лекарств, и насекомые, устойчивые к ядохимикатам и т.д.. При посеве человек вторгается в живую природу, уничтожает на больших площадях дикие популяции, заменяя их немногочисленными искусственными. Усиленное истребление человеком многих видов ведет к биологическому регрессу, который грозит им вымиранием.
Синтетическая теория эволюции
1. Дайте определения понятия.
Синтетическая теория эволюции (современный дарвинизм) – современная эволюционная теория, которая представляет собой учение об эволюции органического мира, разработанное на основе данных современной генетики, экологии и классического дарвинизма.
2. Заполните таблицу.
Развитие эволюционного учения в ХХ веке.
3. Сформулируйте основные положения (постулаты) синтетической теории эволюции.
1. элементарной единицей эволюции считается локальная популяция;
2. материалом для эволюции являются мутационная и рекомбинационная изменчивость;
3. естественный отбор рассматривается как главная причина развития адаптаций, видообразования и происхождения надвидовых таксонов;
4. дрейф генов и принцип основателя выступают причинами формирования нейтральных признаков;
5. вид есть система популяций, репродуктивно изолированных от популяций других видов, и каждый вид экологически обособлен;
6. видообразование заключается в возникновении генетических изолирующих механизмов и осуществляется преимущественно в условиях географической изоляции.
4. Почему можно считать, что синтетическая теория эволюции в основном развивается в русле идей, заложенных Ч. Дарвином?
Синтетическая теория эволюции вскрыла глубинные механизмы эволюционного процесса, накопила множество новых фактов и доказательств эволюции живых организмов, объединила данные многих биологических наук. Тем не менее, синтетическая теория эволюции (или неодарвинизм) находится в русле тех идей и направлений, которые были заложены Ч. Дарвином. Объединение дарвинизма с экологией и генетикой в 20-х годах подготовило почву для создания синтетической теории эволюции. Учение Дарвина – это основа, остов современной теории, оно дало толчок дальнейшему развитию эволюции как науки.
Многообразие видов
1. Дайте определение понятий.
Биоразнообразие – разнообразие жизни во всех её проявлениях; разнообразие на трёх уровнях организации: генетическое разнообразие, видовое разнообразие и разнообразие экосистем.
Естественная классификация – система классификации, отражающая естественную общность организмов, при которой каждая таксономическая категория соответствует группе организмов, которые имеют общего предка.
Дарвинизм – это: в узком смысле – направление эволюционной мысли, приверженцы которого согласны с основными идеями Дарвина в вопросе эволюции (современная их форма представлена в синтетической теории эволюции), согласно которым главным (хотя и не единственным) фактором эволюции является естественный отбор. В широком смысле нередко (и не совсем правильно) употребляется для обозначения эволюционного учения или эволюционной биологии в целом.
2. Назовите ученых, заложивших основы современной классификации организмов.
Основы научной классификации заложил К. Линней еще в 18 веке. Большой вклад в развитие систематики внес Ж. В. Ламарк, разработавший классификацию и систематику растений по естественным признакам и разделивший впервые всех животных на позвоночных и беспозвоночных. В конце XVIII века Антуан Жюссье ввел категорию семейства, а в начале XIX века Ж. Кювье сформулировал понятие о типе животных. Вслед за этим категория, аналогичная типу, – отдел – была введена для растений. К середине XIX века некоторые учёные (например, Эрнст Геккель) наравне с животными и растениями стали выделять новое царство протистов, в которое вошли бактерии, водоросли, грибы и одноклеточные животные. Чарлз Дарвин предложил понимать естественную систему как результат исторического развития живой природы.
3. Заполните таблицу.
Соотношение основных систематических групп, используемых в классификации животных и растений.
4. Можно ли использовать данные систематики для доказательства эволюции? Ответ обоснуйте.
Да, можно. В систематике главное доказательство эволюции заключается в том, что все живые существа можно расположить в иерархическую систему таксономических единиц – виды, роды, семейства, отряды, классы и типы. Это означает, что все организмы связаны между собой филогенетически. Принадлежность организмов к тем или иным систематическим группам свидетельствует о том, что большинство промежуточных форм, существовавших в прошлом, вымерло. Таким образом, все разнообразие живой природы можно объяснить происхождением от общих предков на основе борьбы за существование. Будучи генетически различными, виды представляют собой независимо эволюционирующие и репродуктивно изолированные единицы. Поскольку можно предполагать, что у генетически сходных видов общий предок существовал в менее отдаленном прошлом по сравнению с генетически различными видами, то степень генетических различий является мерой, на основе которой сейчас совершенствуют филогенетическое (родословное) древо.
5. Каково значение сохранения многообразия видов в природе?
Биоразнообразие – один из факторов оптимального функционирования биосферы в целом. Биоразнообразие обеспечивает устойчивость экосистем к внешним воздействиям и поддерживает в них равновесие. Живое от неживого отличается большим разнообразием и способностью не только его сохранять, но и существенно увеличивать по мере эволюции. Вообще эволюция жизни на Земле – это процесс увеличения разнообразия живых организмов, форм и уровней их организации, процесс возникновения механизмов, обеспечивающих устойчивость живых систем и экосистем в постоянно изменяющихся условиях нашей планеты. Именно способность экосистем поддерживать равновесие, используя для этого наследственную информацию живых организмов, и делает биосферу в целом и экосистемы вещественно-энергетическими системами в полном смысле.
6. Что понимают под устойчивым развитием биосферы?
Сохранение биосферы как естественной основы всей жизни на Земле, ее устойчивость и естественная эволюция, с тем чтобы дальнейшее развитие человечества происходило в гармонии с природой. Формирование хозяйственной деятельности человека, не разрушающей биосферу, а ее сохраняющей. Биосфера с этой точки зрения должна рассматриваться уже не только как кладовая и поставщик ресурсов, а как фундамент жизни, сохранение которого должно быть обязательным условием для существования и дальнейшей эволюции человека и природы.
7. Заполните таблицу.
Причины вымирания видов
www.biogdz.ru
критерии и структура. Биология. Общая биология. 11 класс. Базовый уровень
5. Вид: критерии и структура
Вспомните!
Какие уровни организации живой природы вам известны?
Что такое вид?
Какие другие систематические категории вам известны?
В основе эволюционной теории Ч. Дарвина лежит представление о виде. Что же такое вид и насколько реально его существование в природе?
Первое представление о виде было создано ещё Аристотелем, который определял вид как совокупность сходных особей. Сам термин «вид» (species) в переводе с латыни означает «образ». Это слово точно определяет тот основной критерий, который использовали исследователи вплоть до XIX в. при определении видовой принадлежности любого организма. Известный учёный К. Линней, создавший учение о виде, считал, что вид состоит из многих схожих особей, дающих плодовитое потомство.
В современной биологии видом называют совокупность особей, обладающих сходными морфологическими и физиологическими признаками, способных к скрещиванию с образованием плодовитого потомства, населяющих определённый ареал (область обитания), имеющих общее происхождение и сходное поведение.
Биологический вид – это не только основная таксономическая единица в биологической систематике. Это целостная структура живой природы, которая репродуктивно изолирована от других подобных структур и имеет свою собственную судьбу. Целостность этой системе придают, во-первых, процессы взаимодействия между отдельными особями. Взаимоотношения между организмами разных поколений, между родителями и детьми, самцами и самками, особенности территориального поведения – всё это определяет внутреннюю структуру вида. Не всегда видовые признаки обеспечивают выживание отдельной особи, но они всегда благоприятны для вида в целом. Например, пчела, потерявшая жало, погибнет, но при этом защитит остальных особей.
Вторая причина сохранения единства и целостности вида – это репродуктивная изоляция, т. е. невозможность скрещивания с особями другого вида. Так осуществляется защита генофонда вида (всей совокупности генов вида) от притока чужеродной генетической информации. Существуют различные факторы, препятствующие межвидовому скрещиванию. Например, в Калифорнии растут два близких вида сосны. У одного из них пыльца высыпается в начале февраля, а у другого – в апреле, поэтому между этими видами существует сезонная изоляция. У высших животных брачное поведение имеет характерные видовые особенности, поэтому самки одного вида не реагируют на ухаживание самцов другого близкого вида – это пример поведенческой изоляции (рис. 12).
Наличие репродуктивной изоляции в природных условиях является решающим фактором в определении вида как генетически закрытой биологической системы.
Характерные признаки и свойства, которыми одни виды отличаются от других, называют критериями вида.
Критерии вида. Существует несколько основных критериев вида.
Морфологический критерий заключается в сходстве внешнего и внутреннего строения организмов. Долгое время этот критерий был главным, а порой единственным. С его помощью легко определяются особи неблизких видов. Различить кошку и мышь сможет даже маленький ребёнок, мышь и крысу – любой взрослый человек, а вот отличить домовую и малую мышь сможет только специалист. Существуют специальные определители, которые основаны на морфологических особенностях организации. Однако внутри вида всегда существует структурная изменчивость между разными особями, поэтому порой бывает достаточно сложно определить вид конкретной особи.
Генетический критерий. Иногда среди очень похожих особей обнаруживаются группы, которые не скрещиваются друг с другом. Это так называемые виды-двойники, которые встречаются практически во всех крупных систематических группах и отличаются друг от друга числом хромосом. Например, среди насекомых существуют два широко распространённых вида наездников, которые до последнего времени рассматривались как единый вид (рис. 13).
Рис. 12. Разные типы брачного поведения двух близких видов чаек
Рис. 13. Виды-двойники. Насекомые наездники (А, Б), имеющие разные кариотипы (В): 2n = 10 и 2n = 14
Каждый вид имеет определённый набор хромосом – кариотип, который отличается числом хромосом, их формой, размерами, строением. Различное число хромосом в кариотипе разных видов и видовые отличия геномов обеспечивают генетическую изоляцию при межвидовом скрещивании, потому что вызывают гибель гамет, зигот, эмбрионов или приводят к рождению бесплодного потомства (лошак – гибрид коня и ослицы). Именно использование генетического критерия позволяет надёжно различать виды-двойники.
Физиологический критерий отражает сходство всех процессов жизнедеятельности у особей одного вида: одинаковые способы питания, размножения, сходные реакции на внешние раздражители, одинаковые биологические ритмы (периоды спячки или миграции). Например, у двух близких видов плодовой мушки-дрозофилы половая активность наблюдается в разное время суток: у одного вида – по утрам, у другого – в вечерние часы.
Биохимический критерий определяется сходством или различием строения белков, химического состава клеток и тканей. Например, отдельные виды низших грибов отличаются друг от друга способностью синтезировать разные биологически активные вещества.
Экологический критерий характеризуется определёнными формами взаимоотношений организмов данного вида с представителями других видов и факторами неживой природы, т. е. теми условиями, в которых этот вид встречается в природе. В Техасе близкие виды дуба растут на разных почвах: один вид встречается только на известняковой почве, другой – на песчаной, а третий растёт на выходах магматических пород.
Географический критерий определяет область распространения, т. е. ареал, вида. У разных видов размер ареалов сильно отличается. Виды, занимающие обширные площади и встречающиеся повсеместно, называют космополитами, а обитающие на небольших территориях и не встречающиеся в других местах, – эндемиками.
Таким образом, для определения видовой принадлежности организма необходимо использовать все критерии в совокупности, потому что отдельные критерии у разных видов могут совпадать.
Структура вида. Реально в природе особи любого вида внутри ареала распределены неравномерно: где-то они образуют скопления, а где-то могут вообще отсутствовать. Такие частично или полностью изолированные группировки особей одного вида называют популяциями (от лат. populus – народ, население), т. е. в естественных условиях любой вид состоит из совокупности популяций.
Популяция – это совокупность особей одного вида, в течение достаточно длительного времени (большого числа поколений) населяющих определённую территорию внутри ареала вида, свободно скрещивающихся между собой и частично или полностью изолированных от особей других подобных совокупностей.
Именно популяция является элементарной единицей эволюции.
Вопросы для повторения и задания
1. Дайте определение понятия «вид».
2. Расскажите, какие биологические механизмы препятствуют обмену генами между видами.
3. В чём причина бесплодия межвидовых гибридов? Объясните это явление, используя свои знания о механизме мейоза.
4. Какие критерии используют учёные для характеристики вида? Какие критерии вы считаете наиболее важными при определении вида?
5. Что такое ареал вида?
6. Охарактеризуйте по основным критериям вид Кошка домашняя.
7. Дайте определение понятия «популяция».
Подумайте! Выполните!
1. Почему один вид от другого можно отличить только по совокупности разнообразных критериев? Какие критерии вам кажутся наиболее важными?
2. Известны ли вам примеры, когда формулировка «вид как генетически закрытая система» оказывалась не верна? (Вспомните материал о селекции из курса 10 класса.)
3. Проведите исследование. Выясните, какие виды, обитающие в вашей местности, являются эндемиками, а какие – космополитами. Подготовьте отчёт о проделанной работе в виде стенда.
4. Как вы считаете, можно ли слова «популяция» и «популярный» считать однокоренными? Объясните свою точку зрения.
5. Приведите доказательства, свидетельствующие о том, что виды объективно существуют в природе.
Работа с компьютером
Обратитесь к электронному приложению. Изучите материал и выполните задания.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
bio.wikireading.ru
Ответы@Mail.Ru: Вопросы по биологии!
1. Особи одной популяции связаны сложными взаимоотношениями, которые могут включать как конкуренцию – соревнование за потребление ресурсов, которых недостаточно, так и взаимопомощь. Конкуренция является главной формой взаимоотношений внутри популяции, если число особей в ней больше, чем позволяют существовать ресурсы. Чем значительнее число особей превышает количество необходимых им ресурсов, тем острее конкуренция. В результате конкуренции часть более слабых особей либо погибает, либо (если это подвижные организмы) перебирается в другие экотопы, где конкуренции нет или она более слабая. Результаты конкуренции наглядны в лесу, так как определяют облик деревьев. Особенно остро она протекает в период роста молодых деревьев, когда выживают сильные и погибают слабые. Конкуренция оставляет отпечаток и на взрослых деревьях. Среди них есть более мощные, которые захватили больше ресурсов, и менее мощные, угнетенные. Лесоводы даже разделяют деревья по классам угнетенности. Выросшее на открытом месте дерево – приземистое, с широкой кроной. Дерево, которое выросло в лесу в условиях конкуренции, имеет высокий, прямой ствол и узкую крону (рис. 25). Если в лесу не проводятся санитарные рубки и нет выпадения деревьев естественным путем (от старости, болезней, ветровала) , то древесные всходы, достигнув возраста трех-четырех лет, гибнут, и древостой не пополняется за счет новых молодых деревьев. Однако в популяции могут складываться и взаимовыгодные (или выгодные хотя бы для части особей, но не наносящие вреда другим) отношения. Взаимовыгодные отношения особей в популяциях животных общеизвестны (забота родителей о потомстве, формирование больших семейных групп, стадный образ жизни, коллективная оборона от врагов и т. д.) . Однако, если ресурсов недостаточно, эффекты благоприятствования могут сменяться острой конкуренцией. Не меньшую роль играют отношения взаимопомощи у растений. Лучше развиваются растения, высеянные группой, так как у них легче формируется симбиоз с микоризными грибами и бактериями ризосферы. Известны случаи срастания корней у деревьев, при этом часть питательных веществ переходит от более сильного растения к более слабому. Возможна передача питательных веществ от одного растения к другому через микоризу. Совместно произрастающие растения лучше опыляются насекомыми, так как повышается вероятность переноса пыльцы с цветков одного растения на другое, и, кроме того, яркое цветовое пятно из нескольких цветущих и выделяющих ароматические вещества растений привлекает насекомых. 2. Критерии вида: 1. Морфологический (сходство строения) 2. физиологический (сходство процессов, происходящих в организме) 3. Экологический (сходство условий, в которых проживают эти организмы) 4. Этологический (сходство поведения организмов) 5. Генетический (количество хромосом и их структура)
touch.otvet.mail.ru
Виды-двойники
Несмотря на то что между морфологическими различиями и репродуктивной изоляцией существует взаимосвязь, имеется множество случаев, когда репродуктивно изолированные симпатрические популяции, т. е. самостоятельные виды, морфологически почти неразличимы.
Такие популяции были известны давно. Их называли «биологическими расами» или, в случае паразитов, «расами по хозяину». Между тем большая часть таких «биологических рас» в действительности являются хорошими видами. Для таких видов Майр в 1942 г. предложил термин «виды-двойники», обозначив их как морфологически сходные или идентичные, репродуктивно изолированные природные популяции.
Видов-двойников очень много среди насекомых, моллюсков, ракообразных и простейших. Меньше их среди позвоночных, хотя виды-двойники открыты у землероек и грызунов, рыб и лягушек. Классический случай — комплекс малярийных комаров в Европе. Считалось, что возбудителя малярии переносит единственный вид комара — Anopheles maculipennis. Но изучение распространения комаров показало, что они обычны и в тех районах Европы, где малярии нет. Кроме того, были установлены различия в питании комаров: в одних районах они питаются на домашних животных, в других же — на человеке. В одних случаях личинки комаров развиваются только в пресной воде, в других — в солоноватой.
Все эти наблюдения привели к тому, что исследователи стали обращать внимание на мелкие и, как полагали раньше, малозначительные отличия в строении не только взрослых стадий, но и личинок и даже яиц комаров. В частности, были обнаружены четкие различия яиц комаров, отличавшихся своей биологией. У одних из них яйца целиком черные, у других с черными полосками на светлом фоне, у третьих пестрые и т. д. В конце концов было установлено, что считавшийся единственным видом в Европе малярийный комар представляет собой комплекс из шести видов-двойников, из которых только два являются опасными переносчиками малярии, а настоящий Anopheles maculipennis таковым вообще не является. Подобные случаи нередки, и любое тщательно проведенное таксономическое исследование часто приводит к открытию ранее неизвестных видов-двойников.
Еще один пример, показывающий необходимость подобных исследований, дает изучение географических популяций опасного вредителя хлебных злаков — жука-листоеда Oulema melanopus (пьявица красногрудая). Этот широко распространенный в Европе и в умеренных широтах Азии вредитель считался до последнего времени единым видом, поскольку изучение внешней морфологии никаких различий не обнаруживает. И только исследование тонких деталей копулятивного аппарата самца, точнее его внутренних структур, показало, что под общепринятым названием в действительности находятся два вида, имеющие и биологические отличия в числе откладываемых яиц, времени активности взрослой стадии и т. д.
Работы систематиков последнего времени открыли множество видов-двойников среди муравьев, жуков-листоедов и короедов, сверчков, кобылок и других насекомых. В том числе этим и объясняется пересмотр и уточнение систематического положения многих видов, приводящих в одних случаях к упрощению систематики ряда групп, а в других — к увеличению числа описываемых видов.
Распознавание видов-двойников возможно при нахождении биометрических различий, в экспериментах по скрещиванию (у мух-дрозофил, инфузорий, даже лягушек), при установлении отличий в образе жизни (например, в строительстве гнезд), по характеру издаваемых звуков или по частоте и интенсивности световых вспышек (у жуков-светляков), или по предпочтению к определенному кормовому растению у фитофагов, или же по паразитированию в строго определенном хозяине у паразитических червей.
Несмотря на отсутствие заметных внешних отличий, виды-двойники являются хорошими видами, отделенными друг от друга четкими разрывами. Вероятно, в процессе видообразования перестройка генотипа не всегда сопровождается изменениями морфологии фенотипа, что и затрудняет различение двух видов. Отмечено, что виды-двойники чаще встречаются в определенных группах животных, в частности среди простейших и насекомых. Некоторые авторы считают, что они достаточно обычны тогда, когда виды, входящие в одно и то же сообщество, способны занимать разные ниши без заметной диффе
www.activestudy.info
Тест по биологии на тему «Вид, критерии вида» (11 класс)
Тест: Критерии вида.
Вариант № 1.
1. Морфологический критерий вида основан на:
1) сходстве внешнего и внутреннего строения особей
2) сходстве всех процессов жизнедеятельности у особей
3) специфичном для каждого вида наборе хромосом
4) однообразии факторов среды обитания вида
2. Область распространения северного оленя – пример критерия:
1) экологического 2) генетического 3) морфологического 4) географического
3. Критерий, в основе которого лежит сходство процессов жизнедеятельности у особей вида,
называют:
1) физиологическим 2) генетическим 3) морфологическим 4) биохимическим
4. Для определения вида недостаточно использовать только морфологический критерий,
так как:
1) существуют виды-двойники 2) виды разделены на популяции
3) виды между собой скрещиваются 4) близкие виды могут занимать разные ареалы
5. Найдите название критерия вида в указанном перечне
1) цитологический 2) гибридологический 3) генетический 4) популяционный
6. Укажите положение, отражающее генетический критерий вида:
1) вид дифференцирован в пространстве
2) особи вида имеют одинаковый набор хромосом
3) особи вида характеризуются сходными внешними признаками
4) особи разных видов скрещиваются между собой
7. Генетическому критерию вида соответствует утверждение:
1) оперение самки и самца утки кряквы различно
2) нерест популяций форели происходит в разное время
3) лютик едкий и лютик ползучий имеют разные ареалы
4) виды-двойники малярийного комара имеют разные кариотипы
8. Совокупность факторов внешней среды, в которой обитает вид, — это критерий вида:
1) экологический 2) генетический 3) физиологический 4) морфологический
9. Морфологический критерий вида характеризуется:
1) положением вида в биогеоценозе
2) соотношением числа популяций внутри вида
3) совокупностью внешних и внутренних признаков особей
4) положением вида в системе органического мира
10. Совокупность внешних признаков особей относят к критерию вида:
1) географическому 2) генетическому 3) морфологическому 4) экологическому
11. По морфологическому критерию птицы отличаются от других хордовых:
1) хромосомным набором 2) перьевым покровом
3) способностью к полету 4) интенсивным обменом веществ
12. При распознавании видов-двойников учитывается главным образом критерий:
1) генетический 2) географический 3) морфологический 4) физиологический
13. Общую территорию, которую занимает вид, называют:
1) экологической нишей 2) биоценозом 3) ареалом 4) кормовой территорией
14. По какому морфологическому признаку можно отличить млекопитающих от других
позвоночных животных:
1) пятипалая конечность 2) волосяной покров 3) наличие хвоста 4) глаза, прикрытые веками
15. Вид — совокупность особей, обладающих:
1) сходным набором хромосом
2) способностью образовывать пищевые связи между его особями
3) обитающих в разных экосистемах
4) созданных человеком на основе отбора
16. Почему нельзя определить вид только по генетическому критерию:
1) ареалы разных видов совпадают
2) набор хромосом у разных видов может совпадать
3) разные виды обитают в сходных условиях
4) особи разных видов сходны по строению
17. Физиологический критерий вида проявляется у всех его особей в сходстве:
1) процессов жизнедеятельности
2) строения и формы хромосом
3) химического состава
4) внешнего и внутреннего строения
Тест: Критерии вида.
Вариант № 2.
1. Ареал обитания вида является критерием:
1) физиологическим 2) генетическим 3) географическим 4) морфологическим
2. Виды-двойники сходны по строению, поэтому их нельзя определить только по критерию:
1) генетическому 2) географическому 3) морфологическому 4) физиологическому
3. Определенный набор хромосом у особей одного вида считают критерием:
1) биологическим 2) морфологическим 3) генетическим 4) цитологическим
4. В чем проявляется относительный характер морфологического критерия вида:
1) ареалы разных видов совпадают
2) наборы хромосом у разных видов одинаковые
3) самцы и самки одного вида различаются внешне
4) разные виды обитают в сходных условиях
5. Большая синица живет в кронах деревьев, питается крупными насекомыми и их
личинками — это описание критерия вида:
1) географического 2) экологического 3) морфологического 4) генетического
6. Морфологический критерий вида – это:
1) его область распространения
2) особенности процессов жизнедеятельности
3) особенности внешнего и внутреннего строения
4) определенный набор хромосом и генов
7. Видом называют группу особей:
1) скрещивающихся и дающих плодовитое потомство
2) обитающих в одном природном сообществе
3) обитающих на общей территории
4) принадлежащих к одному сорту или породе
8. Генетический критерий вида характеризуется:
1) сходством биохимического состава 2) внешними признаками
3) набором хромосом 4) сходством процессов жизнедеятельности
9. Пространственное размещение вида в природе — это критерий:
1) физиологический 2) генетический 3) географический 4) морфологический
10. Относительность географического критерия вида состоит в том, что:
1) ареалы разных видов совпадают
2) наборы хромосом у разных видов одинаковые
3) самцы и самки одного вида различаются внешне
4) разные виды обитают в сходных условиях
11. Совокупность факторов внешней среды, в которой обитают особи вида, — критерий:
1) экологический
2) географический
3) физиологический
4) морфологический
12. Бурого медведя и очкового медведя ученые считают разными видами потому, что:
1) они отличаются внешним видом
2) они живут на разных территориях
3) между ними существует репродуктивная изоляция
4) они питаются разной пищей
13. Прочитайте описание песца: «В отличие от лисицы, тело у песца приземистое, морда укороченная; уши закруглены, слабо выступают из зимней шерсти (это предохраняет их от обморожения)». В этом описании используется критерий вида:
1) генетический 2) географический 3) морфологический 4) физиологический
14 . Наличие у человека 46 хромосом, характеризует критерий:
1) физиологический 2) генетический 3) географический 4) биохимический
15. Двух зайцев можно отнести к разным видам, в случае:
1) если у них разное число хромосом в клетках
2) если они живут на разных территориях
3) если одна группа менее плодовита, чем другая
4) если по численности одна группа больше другой
16. К экологическму критерию вида обыкновенного ежа можно отнести:
1) распространение в Европе
2) число хромосом в соматических клетках
3) наземный образ жизни
4) наличие игл на теле
17. Заяц-беляк и заяц-русак принадлежат:
1) к одному виду
2) к одной популяции
3) к разным отрядам
4) к разным видам
infourok.ru
Обращаюсь к биологам! Кто-нибудь может решить тест по моногибридному скрещиванию за 10 класс? Помогите, пожалуйста!
1. Моногибридным называется… б) скрещивание двух особей, отличающихся друг от друга по одной паре альтернативных признаков 2. Совокупность генов, полученных потомками от родителей, называется… а) генотип 3. Совокупность внешних и внутренних признаков, полученных потомками от родителей, называется… б) фенотип 4. Расщепление — это… б) явление, при котором часть особей несет доминантный, а часть особей — рецессивный признак 5. Альтернативными называются… б) взаимоисключающие, контрастные признаки 6. Доминантным называется… б) признак, проявляющийся у гетерозиготных особей 7. Рецессивным называется… в) признак, не проявляющийся у гетерозиготных особей 9. Аллелизм — это… а) явление парности генов 10. Аллельными генами называются… в) гены, локализованные в одних и тех же локусах гомологичных хромосом 11. Аллель — это… в) форма существования гена 12. Гомозиготной называется… а) особь, имеющая две одинаковых аллели одного гена 13. Гетерозиготной называется… б) особь, имеющая две разных аллели одного гена 14. Какие генотипы имели растения ячменя, устойчивые к головне (устойчивость доминирует над восприимчивостью), если при их скрещивании получено потомство, 3/4 которого оказались устойчивыми к головне, а 1/4 — восприимчивой? а) Аа х Аа 15. Какие генотипы имели растение ячменя, устойчивое к головне (устойчивость доминирует над восприимчивостью), и растение, восприимчивое к головне, если при их скрещивании получено потомство, половина которого оказалась устойчивой к головне, а половина — восприимчивой? в) Аа х аа
touch.otvet.mail.ru