Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звука Р
Прежде чем приступать непосредственно к постановке звука Р, необходимо подготовить артикуляционный аппарат ребенка. Для этого используется комплекс специальных упражнений:
- «Чашечка» — широкий язык поднимается к верхней губе, края загибаются, образуя форму чашечки.
- «Грибок» — язык присасывается к нёбу, растягивая подъязычную уздечку.
- «Лошадка» — цоканье языком, имитируя цокот копыт.
- «Дятел» — многократное произнесение звука Д-Д-Д с упором языка в альвеолы.
- «Болтушка» — расслабленный широкий язык быстро двигается между углами рта.
Регулярное выполнение этих упражнений поможет укрепить мышцы языка и развить его подвижность, что необходимо для правильного произнесения звука Р.
Способы постановки звука Р
Существует несколько основных способов постановки звука Р:
1. От звука Д
Ребенок произносит звук Д-Д-Д, упирая кончик языка в альвеолы. Затем нужно попросить его слегка высунуть язык и продолжать произносить Д-Д-Д. Постепенно язык начнет вибрировать, образуя нужный звук.
2. От звука Ж
Произносится длительный звук Ж, при этом кончик языка поднимается к альвеолам. Затем нужно резко выдохнуть, как бы сдувая язык с нёба. Должен получиться короткий рокочущий звук.
3. С механической помощью
Используется логопедический зонд или ручка зубной щетки. Инструмент подкладывается под кончик языка и производятся частые колебательные движения, вызывая вибрацию.
Этапы автоматизации звука Р
После того как удалось добиться правильного изолированного произнесения звука Р, необходимо закрепить его в речи. Автоматизация проходит в несколько этапов:
- Произнесение звука Р в слогах (ра-ро-ру, ар-ор-ур).
- Произнесение в словах, где Р стоит в начале (рак, река, рука).
- Произнесение в словах, где Р в середине и конце (корова, топор).
- Произнесение в словосочетаниях и предложениях.
- Закрепление в связной речи (стихи, рассказы).
На каждом этапе важно добиваться четкого произнесения звука, прежде чем переходить к следующему.
Игровые приемы для постановки звука Р
Чтобы сделать занятия интересными для ребенка, рекомендуется использовать различные игровые приемы:
- «Тигр рычит» — имитация рычания тигра для вызывания вибрации языка.
- «Заведи мотор» — произнесение длительного звука Р, имитируя работу мотора.
- «Барабанщик» — отстукивание ритма языком, произнося Д-Д-Д.
- «Кто дольше прорычит» — соревнование на длительность произнесения звука Р.
- «Назови картинки» — поиск предметов на картинках, в названии которых есть звук Р.
Важно хвалить ребенка за успехи и поощрять его старания, чтобы поддерживать мотивацию к занятиям.
Артикуляция звука Р
Для правильного произнесения звука Р необходимо соблюдать следующую артикуляцию:
- Губы разомкнуты и принимают положение последующего гласного звука.
- Зубы разомкнуты на 4-5 мм.
- Кончик языка поднят к альвеолам и вибрирует под напором выдыхаемой струи воздуха.
- Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам.
- Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в носовую полость.
- Голосовые складки вибрируют, образуя голос.
Важно следить за правильным положением органов артикуляции при произнесении звука Р на всех этапах его постановки и автоматизации.
Дифференциация звуков Р и Л
После того как звук Р поставлен и автоматизирован, необходимо научить ребенка различать его со схожим по звучанию звуком Л. Для этого используются следующие упражнения:
- Сравнение артикуляции звуков Р и Л перед зеркалом.
- Повторение слоговых рядов: ра-ла, ро-ло, ру-лу.
- Различение слов-паронимов: рак-лак, ложки-рожки, игра-игла.
- Исправление «ошибок» в предложениях: Лодка плывет по леке (реке).
- Раскладывание картинок на две стопки: со звуком Р и со звуком Л.
Важно обращать внимание ребенка на разницу в произношении и звучании этих звуков.
Упражнения для развития речевого дыхания
Правильное речевое дыхание необходимо для четкого произнесения звука Р. Рекомендуется выполнять следующие упражнения:
- «Футбол» — дуть на ватный шарик, загоняя его в «ворота».
- «Бабочки» — дуть на бумажных бабочек, подвешенных на нитках.
- «Кораблики» — дуть на бумажные кораблики в тазу с водой.
- «Свеча» — задувать пламя свечи на расстоянии.
Эти упражнения помогут развить сильный направленный выдох, необходимый для произнесения звука Р.