Методическая разработка (старшая группа): Нетрадиционная техника рисования «граттаж» — мастер — класс для педагогов.
Мастер-класс для педагогов
«Нетрадиционная техника рисования «граттаж»
Цель: обучение участников мастер-класса нетрадиционной технике рисования – граттаж, развитие творческих способностей.
Задачи:
1. Знакомство педагогов с одним из видов нетрадиционной техники рисования — граттаж. (Выполнение рисунка путем процарапывания)
2. Создание творческой атмосферы.
3. Создание условий для плодотворного общения участников мастер-класса с целью развития творческого мышления, фантазии педагогов.
Материалы оформления:
— презентация по теме мастер-класса;
Инструменты для работы:
-заготовка для рисования по данной технике,
-стилус — палочка,
Демонстрационный материал:
-презентация «Нетрадиционная техника рисования граттаж»,
-готовые картины, выполненные в данной техники.
Структура мастер- класса:
1. Вступительная часть:
Объявление темы и цели мастер-класса. Содержание мастер-класса в целом и его отдельных составных частей.
2. Теоретически — демонстрационная часть.
Пояснение основных этапов выполнение работы в техники граттаж.
3. Практическая часть.
Освоение приемов выполнения нетрадиционной техники рисования граттаж.
4. Рефлексия участников мастер-класса. Подведение итогов.
( сл 1) Ход мастер-класса.
Еще древнегреческий ученый и философ Аристотель говорил: «Занятие рисованием способствует разностороннему развитию ребенка». Рисование в детском саду, так же, как и деятельность художника, включает определенную технику, овладеть которой ребенку необходимо для того, чтобы он мог свободно ею распорядиться, наиболее полно выразить в рисунке свои впечатления.
(сл 2) Использование нетрадиционных техник рисования делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоение программного материала. Сейчас известны различные нетрадиционные техники (рисование пальчиками, печать от руки, рисование печатками, тампонирование, пластилиновая живопись, батик и многие другие). Каждая из этих техник – это маленькая игра.
(сл 3) На нашем мастер-классе речь пойдет о технике, которая называется «граттаж», которая используется очень давно, но не зря говорится «Новое – давно забытое старое»
(сл 4) Слово «Граттаж» произошло от французского слова— скрести, царапать, поэтому другое название техники — техника царапанья. Еще одно название этой техники – воскография.
Граттаж-это графический рисунок, который выполнен процарапыванием по воску острым инструментом.
В работах, выполненных в этой технике, есть какая-то загадка, объем, каждая получается уникальной. Здесь применяются различные выразительные средства — линия, штрих, пятно, контраст.
(сл 5) Применение этой техники решает целый ряд задач: это и знакомство с новыми возможностями в рисовании; развитие творческих способностей; воспитание чувства прекрасного, любви к творчеству
(сл 6) Рисование в технике граттаж приносит массу пользы дошкольникам:
- Развиваются мелкая моторика и зрительно-моторная координация.
- Способствует снятию детских страхов.
- Активно развивается фантазия. Ребёнок чувствует себя смелее, раскованнее, имеет большую свободу для самовыражения. Композиция в технике воскографии в любом случае получится красивой и оригинальной. Дошкольник начинает верить в свои возможности.
(сл 7) Замечательная, необычная техника «Граттаж » будет интересна детям любого возраста. Рекомендовано использовать данную технику с детьми среднего возраста. В нашем детском саду мы постепенно подводим к этой технике начиная с младшего возраста, познакомив их со свечой и ее свойствами и гуашью. Здесь можно предложить рисование свечой на листе бумаги, а затем тонирование этого листа красками, а также использовать трафаретные и шаблонные рисунки. Дело в том, что при процарапывании довольно трудно исправить сделанную ошибку (лишнюю линию и пр.). Поэтому обводя изображение по трафарету или шаблону, дети будут тренироваться, чтобы потом создавать собственные образы. К тому же трафаретную основу можно дополнять своими неповторимыми элементами. Например, ребёнок рисует по трафарету рыбку и дополняет изображение морскими водорослями, камушками и пр.
(сл 8) Для рисования в технике граттаж понадобятся:
- Основа — достаточно плотная бумага (чтобы инструмент её не прорезал). Можно взять картон, в том числе цветной.
- Для покрытия основы: восковые свечи, восковые мелки, гуашь или тушь (обычно чёрная, но также можно использовать другие тёмные тона — синий, фиолетовый, коричневый).
- Жидкое мыло, клей ПВА или моющее средство (для добавления в гуашь).
- Губка или широкая кисть для закрашивания основы гуашью.
- Острый инструмент для процарапывания изображения: зубочистка, стека, использованный стержень от шариковой ручки, заострённая деревянная палочка, пластиковая вилка и пр.
- Сухая тряпочка для того, чтобы аккуратно убрать остатки воска после прорисовки.
Если есть возможность, дошкольникам стоит предложить мольберты: краска, снимаемая палочкой с основы, будет падать вниз на подставку, а не оставаться на рисунке.
Итак,
- (сл 9) Лист плотной бумаги или картона полностью закрашиваем восковыми мелками, восковой пастелью, гуашью или акварелью. Цветовое решение зависит от задуманного рисунка. Мы полностью покрываем наш лист воском. Для этого используем обыкновенную восковую свечу. При использовании восковых мелков можно дополнительно не натирать рисунок воском, т.к. он уже содержится в мелках
- (сл 10) Затем берем черную тушь или черную гуашь, добавляем немного жидкого мыла, чтобы краска покрывала рисунок равномерно.
Покрываем закрашенный лист широкой кистью или губкой. Ждем, пока лист высохнет -получилась заготовка.
- (сл 11) Далее берем любой острый предмет: зубочистку или перо, стеку, ручку с использованным стержнем и процарапываем рисунок по черному фону.
(сл 12) Граттаж очень удачно сочетается с аппликацией.
3.Практическая часть.
(сл 13) Приглашаем участников попробовать.
Мы хотели бы предложить вам создать рождественскую картину. Чтобы сэкономить время, заранее сделали заготовку. В верхней части нашей будущей картины нужно процарапать рисунок по имеющимся контурам, а в нижней части можно нарисовать свое настроение, или воспользоваться подготовленными шаблонами.
И вот оно волшебство! На черном фоне появляется рисунок из цветных или белых штрихов.
(сл 14) Создание композиций методом процарапывания — это каждый раз маленькое чудо, когда на глазах постепенно из темноты появляется красивое изображение.
Итак, наш мастер-класс подошел к концу.
Мы постарались рассказать об этапах обучения дошкольников нетрадиционной технике рисования «Граттаж».
Подведем итог. Уважаемые коллеги, скажите, пожалуйста, было ли вам интересно, и хотели бы вы применить полученные знания?
-Понравился ли вам вид графики в технике граттаж?
-Насколько трудно/легко было выполнять?
Спасибо Вам за ваш интерес к нашему опыту, активное участие в мастер — классе, за чудесные картины, за создание чудесной картины.
nsportal.ru
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Граттаж – нетрадиционная техника рисования»
Муниципальное учреждение дополнительного образования «Сланцевская детская художественная школа»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«Граттаж –
нетрадиционная техника рисования»
Выполнила: преподаватель
МУДО «Сланцевская детская
художественная школа»
преподаватель: Прокофьева
Светлана Георгиевна
г. Сланцы 2018год.
Содержание
Введение…………………………………………………………………….3
— Актуальность нетрадиционной техники рисования – граттаж……….3
— Основные особенности техники граттаж……………………………….4
— История возникновения техники – граттаж…………………………….4
— Граттаж – разновидность техники сграффито………………………….5
— Материалы и инструменты создания рисунка в технике граттаж……….5
— Технология выполнения граттажа. Этапы работы создания творческой композиции в технике граттаж…………………………………………….9:
Заключение……………………………………………………………………10
Список используемой литературы………………………………………….11
Список используемых информационных источников…………………….11
Приложение. Выполнение примерных заданий для разных классов ДХШ…………………………………………………………………………..12
Введение
Данная методическая разработка была создана и опробована в период с 2016-2018 года. Поразили результаты – детские работы оказались очень интересными и выполнялись детьми с большим усердием и энтузиазмом.
Надеюсь, что эта работа может быть полезна и успешно использована преподавателями детских художественных школ как основа при проведении серии уроков по композиции полностью или частично (в зависимости от наличия часов и целей преподавателя).
Уверена, что, используя имеющийся материал и дополнив его собственными материалами и идеями, каждый преподаватель сможет создать что-то новое, интересное, неповторимое и обязательно поделится с нами своими результатами – с такими же ищущими и неунывающими преподавателями.
Цель методической работы — создание условий развития художественно-творческих способностей обучающихся в процессе обучения декоративному натюрморту
Практическая значимость работы заключается в реализации комплекса условий, способствующих развитию художественно-творческих способностей обучающихся в процессе изучения нетрадиционных техник рисования, разработке соответствующей системы занятий, обеспечивающих эффективность механизма повышения готовности к художественно-творческой деятельности учащихся.
Творчество — это высший уровень познания, высшая и наиболее сложная форма деятельности, присущая человеку, предполагающая мобилизацию всех его основных психических процессов, всех знаний, умений, всего жизненного опыта, духовных, а порой и физических сил и порождающая нечто качественно новое, отличающееся неповторимостью и оригинальностью.
Рисование – это очень увлекательный и интересный процесс. Кроме традиционных техник иногда хочется попробовать такие, которые дают новые творческие идеи.
Актуальность темы.
Значимость обращения к нетрадиционной технике рисования вполне объяснима, если учесть, какое место в жизни детей занимает творческая деятельность. Среди многообразия творческих идей и способов их осуществления учащийся порой стоит перед проблемой выбора средств, способных наиболее полно и точно выразить его идею. Это связано с тем, что ребенок ограничен в знаниях средств выражения художественной деятельности, в результате чего не может быть решен замысел творческой работы. Особенность человека и его стремление выразить в материале и форме свои чувства, являются творчеством в искусстве.
В современном мире искусство – это не только способ передачи информации, но и своеобразный «будильник» для человеческой души. Среди большого разнообразия нетрадиционных техник рисования выделяется граттаж или граттография (от фр. Gratter — скрести, царапать) – графический рисунок, который выполнен процарапыванием по воску острым инструментом. Основой служит бумага или картон, залитый тушью. Данная техника рисования помогает почувствовать себя свободными, раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами и материалами сделать трудно.
Основные особенности техники граттаж
Слово «граттаж», как и многие термины в русском словаре, появилось путём калькирования французского gratter — скрести, царапать. Технику также называют воскографией, но если рисунок создан без помощи воска, это всё равно граттаж. Этот вид графики во много схож с линогравюрой (гравирование на линолеуме) и ксилографией (гравюра на дереве). Общие черты — игра на контрасте линий рисунка и фона.
История возникновения техники граттаж
Чаще других граттаж применяли графики начала XX в. В России под названием гратто-графии подобную технику впервые использовал художник М. В. Добужинский в работах 1920-х гг., создавая свои фантастические, повышенно экспрессивные произведения.
Добужинский Мстислав (1875, Новгород — 1957, Нью-Йорк) — русский и американский художник, мастер городского пейзажа, участник творческого объединения «Мир искусства», художественный критик, мемуарист.
Также технику граттажа применял литовский график Д. К. Тарабильдене, в частности, при работе над иллюстрациями к книге «Сто народных баллад». В своих работах художники использовали острые инструменты для удаления черной краски с гладкой, специально подготовленной поверхности картона, в результате чего приоткрывается нижний слой на основе белой глины или мела. В результате применения данной техники образуется эффектное и драматичное черно-белое изображение.
Таким образом, техника граттажа стала пользоваться огромной популярностью среди художников-графиков в первой половине XX столетия, она давала возможность создавать эффекты полутонов с помощью контуров. Среди рекламных работ можно выделить поистине «виртуозные» проекты, демонстрирующие мастерское владение техникой, профессиональное манипулирование толщиной линии. Граттаж и в настоящее время остается по-своему уникальным и выразительным средством рисования. Изображение создается в результате удаления (соскабливания) линий и пятен с основы черного цвета или участков черной краски, нанесенной на белый картон. Картон изготавливается промышленным способом и обладает гладкой поверхностью на меловой основе, которая стимулирует образование очень ярких белых тонов.
Граттаж — разновидность техники сграффито
Сграффито (от итальянского graffito царапать)-
способ декоративной отделки стен зданий путем процарапывания по определенному рисунку верхнего тонкого слоя штукатурки до нижнего слоя, отличающегося по цвету. Это особая, сложная фресковая живопись. Техника сграффито заключается в следующем: на стену последовательно накладывают один или несколько слоев штукатурки разного цвета. Когда материал высохнет, внешний слой процарапывают или полностью удаляют участками на глубину до необходимого известкового слоя, создавая тем самым задуманный рисунок и цвет. Для этой работы используют различные скребки и резцы. Первые сграффито появились в XIII веке. После долгого забвения сграффито вновь обретает популярность в ХIХ-ХХ веке. Этот вид декора в основном применяется в интерьерах. Присущие технике сграффито четкость и силуэтность рисунка, а также отсутствие полутонов и цветовых переходов — наиболее полноценно воплощаются в орнаментальных композициях.
Материалы и инструменты создания рисунка в технике граттаж
• плотная бумага или лист картона;
• черная тушь или гуашь;
• парафиновая свеча, масляная пастель или восковые мелки;
• широкая плоская кисть с мягким ворсом;
• гусиное перо или деревянная шпажка (в практической части можно использовать рейсфедер с тонким пером, зубочистку, острую палочку и спицу, любой удобный инструмент для процарапывания).
Использование ромбовидного резака.
Вы можете создавать тонкие линии, пользуясь наконечниками плоского или изогнутого инструментов. Если держать инструмент подобно лопатке и применять быстрые «копающие» движения, создается фактура из мелких точек. Проведите стороной плоского инструмента по поверхности листа картона для создания плотных, прямых вырезов в форме клина или в сторону нижней ее границы — для образования серии более тонких, несколько искривленных надрезов.
Использование резака в виде ножа.
Вы можете использовать наконечник любого резака типа скальпеля — для нанесения очень тонких контуров, манипулируя им крайне осторожно. Можно добиваться чрезвычайно тонких эффектов. Слегка поворачивая край инструмента, вы создадите более широкие линии. С приобретением практики вы будете способны варьировать ширину линии в пределах одного движения, постепенно уменьшая угол наклона резака по отношению к поверхности.
Использование резака-зубила.
Если держать и пользоваться резаком подобно мастерку, он создает надрезы в виде конуса, чем-то напоминающие совок. Их размеры можно варьировать в зависимости от величины прилагаемого давления. Если держать инструмент вертикально и двигаться в направлении нижней границы листа, он создает длинные, четкие, прямоугольные надрезы. Кроме того, похожие надрезы выполняются по диагонали при использовании движения инструмента из стороны в сторону.
Выполнение надрезов в форме «совка».
Держите резак подобно садовому совку, выполняя «копающие» движения — надрезы образуют интересные фактурные эффекты.
Эффект точек.
Крепко держите инструмент так, чтобы его ручка находилась под вашей ладонью и пользуйтесь им, расположив его под относительно тупым углом к поверхности.
Создание линии с постепенным утолщением.
Если уменьшать угол наклона к плоскости доски в процессе выполнения надреза, образуется линия с постепенным утолщением.
Штрихи, выполненные с помощью ромбовидного резака.
Надрезы, выполненные с помощью резака в виде ножа.
Создание эффектов многочисленных линий.
Полоска скоб степлера — тоже своего рода резак, только весьма необычный. Проведите ею по поверхности доски несколько раз, чтобы добиться эффекта, который практически невозможно получить одиночной линией. Это — быстрый способ создания повсеместной фактуры.
Чисто линейная работа.
Одна из простейших, наиболее эффективных и в то же время сложных техник — рисунок на основе непосредственно с натуры. При этом виде работы повторные попытки исключены. На примере (справа) начальной точкой рисунка стал правый глаз девушки. Именно отсюда развивался простейший контурный рисунок — остальные черты лица, собственно абрис головы и, наконец, руки и грудь.
Элементарный, непосредственный портрет. Тонкая белая линия вырезана на матовой поверхности густого черного цвета. Создан «светящийся» эффект, который свойствен лишь технике граттажа.
Влияние направления линии.
На этом наброске практически все линии, созданные резаком с лезвием ножа (за исключением формы в виде перевернутой буквы «S» на балконах), направлены вертикально или почти вертикально, но их ширина варьируется в зависимости от количества деталей. Занавес нарисован. Специальные эффекты, создаваемые при использовании направления линии. Широкие и тонкие линии создают акценты и вносят дополнительный свет.
Фактура, оживление и глубина.
Ниже представлена воссозданная иллюстрация 50-х годов, которая демонстрирует мощные графические качества техники граттажа. Она показывает, как просто обозначаются фактура и тональность — с помощью белой рубашки мальчика и среднего тона (полосатого) платья девочки. Шорты мальчика — частично в тени, частично — на солнце; этот эффект достигается при использовании тонких параллельных линий штриховки.
Вы можете видеть похожие тени на участках травы переднего плана и живой изгороди в отдалении. Диагональные линии в средней части неба направлены в сторону вытянутой руки девочки, направляя взгляд зрителя в сторону самолета в верхней левой части рисунка. Это движение в комбинации с движением двух летящих под самолетом птиц делает рисунок более живым, широкими вертикальными линиями, в то время как юбки хористок образованы более тонкими линиями. Этот высококонтрастный эффект создает ощущение залитой искусственным светом сцены в пределах темного пространства театра. Такие драматические световые эффекты весьма характерны для граттажа.
Технология выполнения граттажа.
Этапы работы создания творческой композиций в технике граттаж
1. Зафиксируйте лист на столе или фанере, приклеив его скотчем. Его можно оставить белым, тогда процарапанные участки будут белыми, и работа на выходе получится черно-белой.
2. Вариант 1. Закрасьте поверхность масляной пастелью разных цветов. Цвета выбирайте, исходя из «настроения» будущего рисунка. А теперь небольшая хитрость – чтобы цвета плавно перетекали друг в друга, возьмите кусочек бумажки и потрите поверхность. Масляная пастель отлично размазывается, и в результате вы получите цельное разноцветное пятно. Но в некоторых случаях резкие переходы-штрихи придают изображению своеобразную уникальность, поэтому не бойтесь экспериментировать.
Вариант 2. Иногда при нанесении нижнего цветного фона используют акварельные краски, гуашь или акрил. Допустимо использовать для цветного фона масляную или восковую пастель. Когда краска высохнет, следует приступить к затирке воском или парафином.
Вариант 3.Нижняя поверхность композиции берется однотонной (темный фон картона или плотной бумаги). Затем следует приступить к затирке воском или парафином. Верхний слой выполняют гуашью или акрилом (какую либо задуманную композицию), добавьте в краску немного жидкого мыла или шампуня, чтобы краска не могла скатываться на восковой или парафиновой поверхности. Когда верхний композиционный слой просохнет можно начать процарапывать. Снимая цветной слой зубочисткой, остается нижний – темный слой основы. Таким образом, процарапанные участки будут темными (теневыми).
3. Заранее с обратной стороны картона указать, где верх, а где низ рисунка, чтобы потом не ошибиться при процарапывании, когда весь рисунок будет залит черным цветом.
Закрасьте всю поверхностью черной тушью или гуашью. Не забудьте добавить в пигмент немного жидкого мыла или шампуня, иначе он будет скатываться на масляной поверхности и не даст однородного слоя.
Следует подождать, чтобы краска хорошо просохла, ни в коем случае не сушить вблизи отопительных приборов, иначе воск расплавится, впитается в бумагу или в верхний слой картона и его невозможно будет процарапать.
4. Наметьте основные контуры будущего изображения белым мелком или белым карандашом (простой карандаш тоже будет заметен). Обозначьте только общие главные очертания и не мельчите – стереть карандаш с такой поверхности без повреждений очень трудно.
5. Острым предметом начинайте процарапывать обозначенные контуры. В нашем случае это обычная зубочистка. Не давите слишком сильно – ровно настолько, чтобы снять черный слой. Инструментом для процарапывания по воску может служить спица, использованный стержень шариковой ручки, зубочистка, маникюрная деревянная палочка для обработки ногтей.
6. Процарапав главные контуры, можно приступить к проработке деталей и завершить рисунок.
Не бойтесь использовать различные приемы: точки, штрихи, перекрестные штрихи и т.д. Также для внесения разнообразия в композицию используйте скребки различной толщины. Искусство техники граттажа ограничивается только вашей фантазией, поскольку строгих правил исполнения здесь не существует.
Заключение
Техника рисования граттаж привлекает многих своей простотой исполнения и необычным эффектом. Следуя простым инструкциям, даже самый неопытный человек или маленький ребенок сможет создать настоящее произведение искусства.
Техника граттажа хорошо тем, что подходит и для более решительного экспрессионистского подхода в искусстве. С ее помощью создают не только потрясающие детализированные изображения, но также образы с чертами грубоватой гравюры по дереву либо линогравюры.
Тем не менее, работа в нетрадиционных техниках, а именно в технике граттаж, на уроках изобразительного искусства позволяет в полной мере проявить детям свои творческие способности, фантазию и воображение. Процесс создания граттажа очень увлекательный и интересный.
Список используемой литературы
Бесчастнов Н.П. Графика пейзажа. С-Пб.: Владос. 2012.
Занятия и игровые упражнения по художественному творчеству с детьми 7-14 лет. Ячменева. В.В. Гуманитарный издательский центр «Владос»
Сокольникова Н. М. « Энциклопедия прикладного творчества» Владос –М:1996 год
Стрелкина В.Л. Нетрадиционная техника изодеятельности в школе. М.:
Просвещение. 2013.
Харрисон Х. Энциклопедия техник рисования. М.: АСТ Астрель. 2005.
Список используемых информационных источников
https://sovets.net/18128-grattazh.html
http://mirsovetov.ru/a/miscellaneous/useful-know/gratage.html
https://ok.ru/group/55257908051999/topic/65978991684383
http://chto-takoe-lyubov.net/stikhi-o-lyubvi/kollektsii-stikhov/9034-stixi-o-xudozhnike-xudozhnikax
http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/686
https://otvet.mail.ru/question/40311450
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1296069
http://topgorod.com/stil-zhizni/khobbi-i-uvlecheniya/3795-grattazh-netraditsionnaya-tekhnika-risovaniya.html
Приложение.
Выполнение примерных заданий для разных классов ДХШ:
Творческих успехов ВАМ!
infourok.ru
Техника рисования Граттаж. Рисунки граттаж своими руками. Граттаж
Граттаж (от франц. Gratter — скрести, царапать) — это способ выполнения рисунка путем процарапывания острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью или черной гуашью.
Другое название техники — воскография, иногда ее также называют царапкой. Рисунки, выполненные в технике граттаж, отличаются контрастом белых линий и черного фона, и похожи на гравюры. А если предварительно покрасить лист бумаги в различные цвета, то рисунок получится очень интересным и оригинальным.
Хочешь создать свою собственную картину в технике граттаж? Давай попробуем!
Цветочная композиция в технике граттаж
Для работы Тебе понадобятся:
- два листа бумаги (важно: один — толстый (например, белый картон — он будет полотном для будущей работы), и один обычный — для эскизного рисунка),
- карандаш;
- ручка, которая уже перестала писать;
- набор гуаши;
- кисточка;
- черная тушь или черная гуашь;
- свеча.
1. Возьми толстый лист бумаги (или белый картон) и обозначь на нем хаотичными плоскостями места, которые потом мы закрасим в разные цвета.
Плоскости могут быть любых форм: в виде пятен, как у меня, или же в виде кругов, полосок. Могут иметь четкие контуры, или плавно перетекать из одного цвета в другой. Все зависит от твоей фантазии.
2. Когда плоскости будут обозначены, разрисуй их в различные цвета. Цветовую гамму подбирай самостоятельно. Это могут быть только теплые, или только холодные цвета, или все цвета радуги, как у меня. Когда вся бумага будет раскрашена, оставь ее до полного высыхания.
Маленький совет: используй больше светлых и ярких цветов, они делают хороший контраст с черным цветом.
3. Если краска высохла, можно смело переходить к натиранию бумаги. Возьми любую ненужную свечу и щедро натирай ней бумагу. Важно, чтобы слой воска был толстым, тогда царапать рисунок будет на много легче. Если у Тебя образовался белый налет, как на фото — тогда все хорошо. Но перед тем, как переходить к следующему этапу, проверь, все ли плоскости хорошо натерты воском.
4. На этом этапе покроем бумагу черной тушью или гуашью. Если Ты покрываешь поверхность черной тушью, предварительно стоит растворить ее с мылом. Так тушь будет лучше ложиться на восковую поверхность. Бумагу закрашиваем плотно, не оставляя белых пятен и разводов. Оставляем до полного высыхания, а сами в то время приступаем к следующему этапу.
5. Пока заготовка под рисунок граттаж сохнет, подготовим эскиз нашего будущего творения. Я выбрала цветочную композицию. Для начала кругами обозначим расположения будущих цветов и нарисуем линии стеблей.
6. На обозначенных плоскостях рисуем разнообразные сказочные цветы. Их форму, размер, листочки можешь придумать сам. Пусть Твои цветы будут оригинальными, фантастическими — это придаст рисунку индивидуальности. Прорисуй толстые стебли.
7. Добавь к цветам сказочные листочки, а также дорисуй детали фона: бабочек, пузырьки и любые другие украшения.
8. Эскиз картины готов. Осталось только перенести его на заготовленное черное полотно. Как это сделать? Очень просто.
Сверху на черную бумагу ровно приложи бумагу с эскизов, чтобы уголки листочков совпадали. Возьми ручку, которая уже перестала писать, и прорисуй контуры эскиза, немного прижимая. Такой метод поможет сделать отпечаток эскиза на черной бумаге. Проверь, все ли контуры Ты обвел. Когда все будет готово, сними листок, и Ты увидишь, что контуры рисунка перебились на бумагу, как показано на фото.
9. А теперь можно перейти к самому интересному! Полученные контуры начинай царапать ручкой, которая не пишет, или острой палочкой. Если слой воска под краской будет толстым, то Ты убедишься, как легко и приятно царапается рисунок.
Создавая рисунок в технике граттаж, Ты убедишься, насколько интересно наблюдать, как под краской появляются различные цвета, и цветок получает сказочную окраску.
10. Процарапай все контуры до самого конца. Тогда у Тебя получится такой рисунок, как у меня. Можно оставить его так, он уже замечательный. А можно еще добавить различных орнаментов и штриховок для более оригинального вида.
11. На этом этапе добавь рисунку уникальности с помощью различных штриховок, орнаментов. Некоторые части можно полностью процарапать. По желанию, добавь травку и некоторые элементы фона. Все зависит от твоей фантазии.
Поздравляю, рисунок готов! Эту композицию я решила сделать цветной, поэтому для начала покрывала лист бумаги цветными пятнами. Можно делать и черно-белые рисунки граттаж. В таком случае лист бумаги не покрывается красками, а сразу натирается свечой, а затем — черной тушью или гуашью.
Черно-белые граттажи похожи на гравюры и выглядят просто невероятно. Не бойся фантазировать и экспериментировать. Попробуй также рисовать без предварительного эскиза, сразу делая царапины на готовом полотне. Это будет прекрасно развивать Твою фантазию!
Успехов в творчестве!
Автор урока: Алина Монич
Читай также:
Заметили орфографическую ошибку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter
pustunchik.ua
Мпастер-класс «Нетрадиционная техника рисования «Граттаж»»
Мастер-класс для воспитателей детского сада
«Нетрадиционная техника рисования – граттаж»
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
В.А.Сухомлинский
Развитие творчества – одна из главных задач дошкольного воспитания. В концепции дошкольного образования на этом сделан особый акцент. В настоящее время необходим широкий подход к проблеме, понимание её как развитие творческих основ личности в разных сферах жизнедеятельности ребенка: в отношении его к миру природы, предметов, миру людей, в отношении к себе (т. е. творческое саморазвитие). Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольников. Радость творчества становится детям много доступнее, когда они учатся рисовать, и знают, что есть специальные приемы, с помощью которых можно разрешить трудности в рисовании. Рисование в детском саду, так же как и деятельность художника, включает определенную технику, овладеть которой ребенку необходимо для того, чтобы он мог свободно ею распорядиться при решении различных задач, наиболее полно выразить в рисунке свои впечатления об окружающем.
Использование нетрадиционных техник рисования делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоение программного материала. Я использую в рисовании с детьми разные нетрадиционные техники (рисование пальчиками, печать от руки, рисование «тычками», рисование печатками, тампонирование, монотипия, пластилиновая живопись, граттаж, батик).
Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям: чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. Развивает мелкую моторику руки, зрительно-моторную координацию, творческие способности. Совершенствует умение использовать графические средства выразительности: линию, штрих, контраст для передачи своих впечатлений. Воспитывает интерес к нетрадиционному рисованию. Стимулирует активность, инициативность в придумывании содержания изображения. Очень нравиться детям рисовать в технике «граттаж».
Технику «граттаж» еще называют «цап-царапки» или «граффито». Рисунок выделяется путем процарапывания пером или острым инструментом по бумаге или картону, залитых тушью (чтобы не расплывалась надо немного добавить моющего средства или шампунь, всего несколько капель). Слово произошло от французского gratter — скрести, царапать, поэтому другое название техники — техника царапанья. Обычно использую плотную бумагу или картон, закрашиваю гуашью (можно смешать с тушью). Можно взять цветной картон, тогда можно ограничиться обычной восковой свечой (не цветной). Затем широкой кистью наносим на поверхность слой туши. Когда она высохнет, специальным штихелем, зубочисткой, острой палочкой, стержнем и.т.д. — процарапываем на готовом фоне рисунок из тонких белых или цветных линий.
Техника – граттаж – интересна детям – независимо от возраста – разница лишь в том, что младшим готовит исходный материал воспитатель, а старшие – могут сделать все самостоятельно, так как техника в выполнении проста — всего в три шага.
Все шаги подготовки листа к работе – интересны и тем, что воспитывают у ребенка чувство последовательности, внимания, усидчивости. Рисование же на выделанном уже листе – вообще похоже на волшебство: ребенок будет с удивлением наблюдать, как на графитово-черном фоне проступают яркие, контрастные линии и штрихи.
Работа в технике граттаж проходит несколько этапов:
Первый этап.
Для рисунка берется плотной лист бумаги, лучше картона. В зависимости от того, какой вы хотите получить рисунок (цветной или чёрно-белый) раскрашивайте лист бумаги восковыми мелками, акварелью, гуашью или берите цветной картон. Нужно заранее с обратной стороны картона указать где верх, а где низ рисунка, чтобы потом не ошибиться при процарапывании, когда весь лист будет покрыт верхним слоем.
Обычно используют акварельные краски, гуашь или акрил. Допустимо использовать для цветного фона масляную или восковую пастель.
Второй этап.
Когда краска высохнет, следует приступить к затирке воском или парафином. Обязательным условием качественной работы будет то, насколько тщательно и добросовестно затерт каждый миллиметр листа.
Третий этап.
Следующий этап после затирки – нанесение черной или цветной краски. Если используется тушь, то нужно подготовить для работы обычное или жидкое мыло, периодически макать кисть в мыльную воду. Если — гуашь, то в отдельной баночке смешать ее с жидким мылом. Это делается для того, чтобы равномерно нанести тушь или гуашь и избежать ее скатывания с жирной поверхности воска или парафина.
Четвёртый этап.
Следует подождать, чтобы краска хорошо просохла, ни в коем случае не сушить вблизи отопительных приборов, иначе воск расплавится, впитается в бумагу или в верхний слой картона и его невозможно будет процарапать.
Пятый этап.
Когда лист будет готов к работе, начинайте процарапывать на нём рисунок. Если ребёнку трудно начать работу самостоятельно, предложите ему заранее подготовленный шаблон или трафарет. На основе вашего трафарета ему будет легче дополнить рисунок своими элементами и придумать сюжет картины самостоятельно.
Работа в технике «Граттаж» требует больших усилий, поэтому, регулярно во время рисования проводите физ-минутку и пальчиковую гимнастику.
В технике «Граттаж» Очень красиво получаются пейзажи: зимний, осенний, а так же ночной город, космос, подводный мир и всё что связанно с живой природой.
Для удаления стружки туши при работе нужно использовать широкую кисть.
В процессе своей работы я использую следующие методы и приемы:
методы обучения:
информационный;
исследовательский;
практический;
информационный метод включаются следующие приемы:
рассматривание;
наблюдение;
экскурсия;
образец воспитателя;
показ воспитателя.
словесный метод включает в себя:
беседу;
рассказ, искусствоведческий рассказ;
использование образцов педагога;
художественное слово.
практический метод – это метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящих навыки до автоматизма. Он включает в себя:
прием повтора;
работа на черновиках;
выполнение формообразующих движений рукой.
На стол ты лист бумаги положи,
Его красиво распиши,
Свечой, как следует, натри
И краской спрячь все, что внутри.
Фантазию свою включи,
Её на лист перенеси.
Волшебной палочкой своей
Ты нацарапай поскорей:
Звезду, волну, портрет, пейзаж —
Вот и вся техника – граттаж.
Лилова О.А.
Как часто видим жизнь мы в черном цвете,
И счастье — словно призрачный мираж…
Под черной тушью — мир из радуг, света.
Люблю картины в технике граттаж!
Алена Неленко
Цель мастер-класса: обучение участников мастер-класса нетрадиционной техникерисования – граттаж, развитие творческих способностей дошкольника средствами нетрадиционной техники рисования “граттаж”.
Задачи:
— познакомить участников мастер-класса с нетрадиционной техникой рисования граттаж;
— познакомить с основными приемами выполнения техники “граттаж” ;
— изучить технологию выполнения рисунка в технике “граттаж”.
Основные этапы мастер-класса:
1. Теоретическая часть
2. Практическая часть.
3. Подведение итогов.
infourok.ru
«Развитие творческих способностей детей посредством нетрадиционной техники рисования»
(Граттаж)
В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально – практическим путём. Наиболее близкие и естественные для дошкольника виды деятельности – игра, общение с взрослыми и сверстниками, предметная, изобразительная деятельность. Именно в этих видах деятельности происходит интенсивное интеллектуальное, эмоционально-личностное развитие и способность к логическому мышлению, самоконтролю, творческому воображению.
Развитие творчества – одна из главных задач дошкольного воспитания. В концепции дошкольного образования на этом сделан особый акцент. В настоящее время необходим широкий подход к проблеме, понимание её как развитие творческих основ личности в разных сферах жизнедеятельности ребенка: в отношении его к миру природы, предметов, миру людей, в отношении к себе (т. е. творческое саморазвитие).
Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольников.
Радость творчества становится детям много доступнее, когда они учатся рисовать, и знают, что есть специальные приемы, с помощью которых можно разрешить трудности в рисовании.
Рисование в детском саду, так же как и деятельность художника, включает определенную технику, овладеть которой ребенку необходимо для того, чтобы он мог свободно ею распорядиться при решении различных задач, наиболее полно выразить в рисунке свои впечатления об окружающем.
Использование нетрадиционных техник рисования делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоение программного материала. Я использую в рисовании с детьми разные нетрадиционные техники (рисование пальчиками, печать от руки, рисование «тычками», рисование печатками, тампонирование, монотипия, пластилиновая живопись, граттаж, батик).
Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям: чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. Развивает мелкую моторику руки, зрительно-моторную координацию, творческие способности. Совершенствует умение использовать графические средства выразительности: линию, штрих, контраст для передачи своих впечатлений. Воспитывает интерес к нетрадиционному рисованию. Стимулирует активность, инициативность в придумывании содержания изображения.
Очень нравиться детям рисовать в технике «граттаж».
Технику «граттаж» еще называют «цап-царапки» или «граффито». Рисунок выделяется путем процарапывания пером или острым инструментом по бумаге или картону, залитых тушью (чтобы не расплывалась надо немного добавить моющего средства или шампунь, всего несколько капель). Слово произошло от французского gratter — скрести, царапать, поэтому другое название техники — техника царапанья. Обычно использую плотную бумагу, закрашиваю гуашью. Можно взять цветной картон с готовым пёстрым рисунком, тогда можно ограничиться обычной восковой свечой (не цветной). Затем широкой кистью или губкой наносим на поверхность слой туши. Когда она высохнет, острым предметом — пластиковой вилкой, зубочисткой — процарапываем на готовом фоне рисунок из тонких белых или цветных линий.
Виды техник граттажа с использованием разных инструментов (стекой, зубочисткой, острой палочкой, концом кисточки, стержнем)
Замечательная нестандартная техника рисования – граттаж – интересна всем детям – независимо от возраста – разница лишь в том, что малышам готовлю исходный материал, а старшие – могут сделать все самостоятельно, так как техника в выполнении проста — всего в три шага.
Все шаги подготовки листа к работе – интересны и тем, что воспитывают у ребенка чувство последовательности, внимания, усидчивости. Рисование же на выделанном уже листе – вообще похоже на волшебство: ребенок будет с удивлением наблюдать, как на графитово-черном фоне проступают яркие, контрастные линии и штрихи.
Работа в технике граттаж проходит несколько этапов:
1 этап: грунтовка листа воском (так-как эта работа сложная, грунтовку проводит воспитатель. Обычно берём плотную бумагу, заштриховывая толстым слоем из цветных восковых мелков. Можно взять цветастый картон с готовым пёстрым рисунком,тогда можно ограничиться обычной восковой свечой (не цветной).
2 этап: Затем широкой кистью или губкой наносим на поверхность слой туши. Можно, конечно, и гуашь использовать, но она пачкается после высыхания. Можно и акриловыми красками чёрного цвета воспользоваться. Грунтовка закончена.
3 этап: Острым предметом процарапываем рисунок. Образуется на черном фоне рисунок из тонких белых или цветных штрихов.
Работа в технике «Граттаж» требует больших усилий, поэтому, регулярно перед рисованием провожу пальчиковую гимнастику, которая развивает мелкую мускулатуру пальцев рук.
Этапы работы с детьми.
1 этап: Знакомство.
Знакомлю детей с техникой «граттаж», рассказываю, что это такое, показываю работы, выполненные в данной технике и в технике «граффити».
Техника «граттаж» обладает мощными графическими характеристиками. Обращаю внимание, какие выразительные средства чаще всего применяются в этой технике
(линия, штрих, пятно, контраст).
2 этап: Подготовительный.
Для развития точности и уверенности движения руки, дети выполняют штриховку( параллельные линии в определенном направлении, прямые линии, косые линии, зигзаги, волнистые линии). Этому способствуют игры.
Игра «От дома к дому». Задача ребенка — точными прямыми линиями соединить между собой домики одного цвета и формы. Ребенок вначале проводит линию просто пальцем, выбирая направление, затем уже фломастером. Проводя линии, дети сопровождают действия словами «От домика к домику».
Задания по образцу.
Предлагаю выполнить простым карандашом несколько простых упражнений на обычном листе бумаги в технике граффити, дети копируют за взрослым изображения. Такие игры и упражнения облегчают в дальнейшем усвоение программного материала.
Основной вид деятельности дошкольного возраста – игра. Использование дидактических игр и игровых упражнений облегчает преодоление трудностей в усвоении программного материала.
Игра «Выполни упражнение по карточке»
Цель: развитие внимания, двигательной координации.
Ход игры: воспитатель демонстрирует карточки-схемы с изображением видов движений. Дети повторяют его.
Знакомство с пиктограммами, зарисовка
Основной этап
Острой палочкой процарапывается рисунок. Сначала дети рисуют предметы, а в дальнейшем передают сюжеты. Объясняю детям, что любую линию лучше вести до конца одним движением, тогда она будет выразительной и чёткой.
Что можно изобразить?
Очень красиво получаются пейзажи: зимний, осенний, сельский, а так же ночной город, салют, рассвет и закат. Необычно выглядят работы на темы космоса, подводного царства, фантастические сюжеты.
Конечно же, напоминаю о технике безопасности. Её нужно соблюдать: работать аккуратно, не уколоться самому и не задеть сидящих.
Для удаления стружки туши при работе нужно использовать сухую тряпочку. Удобнее работать за мольбертами, тогда тушь, снимаемая палочкой с листа, будет падать вниз на подставку мольберта, не мешая создавать изображение.
В процессе своей работы я использую следующие методы и приемы:
методы обучения:
- информационный;
- исследовательский;
- практический;
информационный метод включаются следующие приемы:
- рассматривание;
- наблюдение;
- экскурсия;
- образец воспитателя;
- показ воспитателя.
Словесный метод включает в себя:
- беседу;
- рассказ, искусствоведческий рассказ;
- использование образцов педагога;
- художественное слово.
Практический метод – это метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящих навыки до автоматизма. Он включает в себя:
- прием повтора;
- работа на черновиках;
- выполнение формообразующих движений рукой.
Эвристический метод направлен на проявление самостоятельности в каком – либо моменте работы на занятии, т.е. педагог предлагает ребенку выполнить часть работы самостоятельно.
Исследовательский метод направлен на развитие у детей не только самостоятельности, но и фантазии и творчества. Педагог предлагает самостоятельно выполнить не какую – либо часть, а всю работу.Творческие способности будут развиваться, если учитывать следующие условия:
1. Создание многообразия и богатства впечатлений, получаемых детьми в дошкольном учреждении и дома, в процессе систематических наблюдений, восприятия произведений изобразительного искусства.
2. Развитие атмосферы творчества (создание состояния «разбуженности» чувств, воображения.)
3. Побуждение детей к художественному творчеству постановкой интересных, разнообразных творческих заданий.
4. Мотивация задания.
5. Учет индивидуальных интересов, склонностей и способностей детей.
6. Создание эмоционально положительной обстановки в ходе художественно-продуктивной деятельности.
Целенаправленное руководство со стороны педагога способствует успешному развитию детского изобразительного творчества, в том числе при освоении техник изобразительной деятельности, которые дарят детям радость познания, творчества. Освоение многообразных техник изобразительной деятельности предоставляет возможность почувствовать свойства изобразительных материалов, способы использования и их выразительные возможности при создании рисунка.
Приложение
Развитие творческих способностей детей в процессе обучения – одна из важнейших задач сегодняшнего дня. Предлагаю конспект НОД в технике «Граттаж» в подготовительной группе.
Тема: «Космический пейзаж»
Цель: инициирование поиска изобразительно – выразительных средств для создания фантазийных космических сюжетов посредством использования нетрадиционного способа рисования — граттаж.
Задачи:
— Побуждать детей передавать в рисунке картинку космического пейзажа, используя впечатления, полученные при рассмотрении репродукции, чтении литературы о космосе.
— Развивать мелкую моторику рук, формировать умение получать четкий контур рисуемых объектов, сильнее нажимая на изобразительный инструмент (острую палочку), как того требует техника «гратажа».
— Расширить представление детей о космосе;
— Развивать внимание, восприятие, воображение, мышление;
Интеграция образовательных областей:
— Познание;
— Чтение художественной литературы;
— Музыка;
— Физическая культура;
— Художественное творчество.
Словарная работа:
Активизация слов: космос, ракета, космонавт, гермошлем, полет, звезды, планеты, спутники, земляне, невесомость, космический корабль, иллюминатор.
Подготовка к НОД:
- Оформление музыкального зала в соответствии с темой занятия:
— Музыкальное сопровождение;
— Магнитная доска, элементы ракеты, выполненные из картона;
— Модуль космического пространства;
— Игрушечный телескоп, глобус, игрушечная рация;
- Подборка и выставка литературы
- Иллюстрации о космосе, проведение познавательных занятий
- Беседа по космической тематике
- Слушание музыки космической тематики с музыкальным руководителем
- Материал для детей:
— Альбомные листы с готовой основой под граттаж,
— Деревянные палочки для выполнения рисунка.
Ход НОД:
1. Организационная часть
Педагог: — Ребята отгадайте, куда мы сейчас отправимся? Загадка:
Он черен как ночь
И звезд в нем не счесть
Планет и созвездий
В нем множество есть
Что же это за место,
Возникает вопрос
И каждый ответит
Ведь это же……………………….(космос)
Правильно дети, мы сейчас полетим в космос. А как вы представляете космос? (рассказы ребят — очень много звезд, разные планеты, метеоры, кометы, солнце, луна и тд,).
Педагог: Вот сейчас мы и узнаем, так ли это в космосе
Игра: «Космическое путешествие»
Педагог: Ребята, я буду вашим главным командиром. Стульчики будут ракетами.
— Космонавты наденьте скафандры. Займите места в ракете. Внимание, до старта осталось 5 секунд. Начинаем отсчет времени. Пять, четыре, три, два, один…. Старт! Дети имитируют звук двигателей (у..у.. .у..). Внимание ! Экипаж, идем на посадку.
Педагог: Мы уже находимся в космосе. Вы испытываете перегрузки? Задание командира.
Откиньтесь назад, прижмитесь к спинке стула, напрягите мышцы рук и ног, изобразите человека в невесомости.(дети изображают) Внимание!!!
Посмотрите внимательно в иллюминаторы корабля, что вы интересного там видите?
Ответ детей: Нашу планету, звезды, луну, спутники, комету и др.
Внимание!!!
Ракета идет на посадку. Пристегните ремни. Поздравляю вас! Вот мы и в космосе. Будьте внимательны, вам предстоит рассказывать жителям планеты земля все, что уведете, (дети встают со стульчиков, широко расставляя ноги, ходят по группе, внимательно смотрят по сторонам).
Педагог: А теперь пора прощаться И на Землю возвращаться Командиры по местам! Старт, давайте кораблям. Внимание!!! Начинается обратный отсчет времени: Пять, четыре, три, два, один…. Старт! (Дети имитируют звук двигателей -у.. .у.. .у.. .у.. .у)
Педагог: Вот вернулись из полета.
Наши храбрые пилоты.
Понравилось вам путешествовать?
Вы увидели много интересного, вам будет о чем рассказать землянам, а еще лучше будет, если вы не только расскажите, но и нарисуете космический пейзаж. Рисовать мы будем необычным космическим способом на специальных листах острыми палочками. — Ребята, кто знает, как называется этот способ рисования? (граттаж, или по-другому царапины)
2. Практическая часть:
— Ребята, прежде чем вы приступите к рисованию продумайте содержание и композицию своего рисунка. Подумайте, что вы будете рисовать крупно, а что мелко. А для того, чтобы некоторые объекты (ракета, планеты, солнце и др) казались более объемными, нужно процарапать полностью всю поверхность. Дети берут листы бумаги, полочки, располагаются в удобной для каждого ребенка позе на полу, за столом (самостоятельная работа детей). Звучат музыкальные композиции группы «Земляне».
3. Итог занятия
Выставка рисунков.
Педагог: О чем вы хотели рассказать в своих рисунках? Чтение ребенком стихотворения В.Татаринова «Космонавт»
Я ракету выстрою, в дальний путь уйду.
Самую лучшую выберу звезду
И в пути, конечно, я вспомню милый дом
И пятиконечные звезды над Кремлем.
Где планеты кружатся, мой корабль пройдет.
Там со мной подружится солнечный народ.
И мальчишки местные встретятся со мной,
Я спою им песенку о Земле родной!
Используемый материал:
1. http://festival.1september.ru/articles/533240/
2. http://hmhome.ru/2011/09/27/grattazh-kristiny-penesi/
3. http://katjushina.rusedu.net/post/1758/18119
4. http://www.liveinternet.ru
5. http://www.kengyru.ru/child_i_article/child_i_literature/imagination.htm
6. http://www.openclass.ru/node/184846
dohcolonoc.ru