Распространенность физических наказаний детей
Физические наказания детей остаются довольно распространенным явлением во многих странах мира, в том числе и в США. Согласно исследованиям:
- Более 70% американцев считают, что «иногда необходимо дисциплинировать ребенка хорошим, жестким шлепком».
- Около 65% матерей сообщают, что шлепали своих детей хотя бы раз за две недели.
- В некоторых странах, например в Нигерии и Египте, более 80% детей подвергаются той или иной форме физического наказания дома.
При этом отношение к телесным наказаниям детей сильно различается в разных странах. Во многих государствах, особенно европейских, физические наказания детей уже полностью запрещены законом.
Влияние шлепков на поведение детей
Многочисленные исследования показывают, что регулярные и/или жестокие физические наказания могут иметь негативные последствия для поведения детей:
- Повышается риск психических расстройств, включая тревожность, депрессию, злоупотребление алкоголем и наркотиками.
- Ухудшаются отношения между родителями и детьми.
- Возрастает уровень агрессии как в детстве, так и во взрослом возрасте.
Метаанализ 27 исследований, проведенный в 2002 году, выявил устойчивую связь между регулярными шлепками и повышенной агрессивностью детей. Почему это происходит? Находясь на принимающей стороне, дети могут усваивать модель, в которой насилие ассоциируется с властью и достижением своих целей.
Как физические наказания влияют на когнитивные способности
Исследования показывают, что телесные наказания могут негативно сказываться на когнитивном развитии детей:
- Дети, которых практически не наказывали физически, демонстрировали более быстрое развитие когнитивных способностей.
- Частые шлепки в 5-летнем возрасте связаны с более низкими показателями словарного запаса в 9 лет.
- Использование физических наказаний в детском саду коррелирует с более низкой успеваемостью по математике в 5 классе.
- Дети, подвергавшиеся телесным наказаниям, имеют повышенный риск неуспеваемости в 5 классе.
Кроме того, есть данные о негативном влиянии физических наказаний на развитие некогнитивных навыков, в частности исполнительных функций мозга.
Связь между физическими наказаниями и качеством воспитания
Важный вопрос: отличаются ли родители, применяющие телесные наказания, по другим параметрам воспитания? Анализ данных Национального лонгитюдного исследования молодежи (США) показал:
- Нет существенной разницы в общем качестве воспитания между родителями, которые шлепают и не шлепают детей (при учете частоты до 5 раз в неделю).
- Шлепки сами по себе не являются хорошим предиктором качества воспитания.
- Другие формы поведения родителей, например регулярное чтение детям, гораздо сильнее связаны с общим качеством воспитания.
Однако стоит учитывать ограничения этих данных — не учитывались удары отцов и интенсивность наказаний. Очень частые (ежедневные) телесные наказания могут быть связаны с более низким качеством воспитания.
Международный опыт регулирования физических наказаний детей
Отношение к телесным наказаниям детей сильно различается в разных странах:
- В США физические наказания детей родителями разрешены, а в школах запрещены в 31 штате.
- В Канаде разрешены «умеренные» физические наказания дома, но запрещены в школах.
- В Бразилии, Аргентине, Германии, Швеции полностью запрещены любые телесные наказания детей.
- В Великобритании разрешено «разумное наказание» дома, но запрещено в школах.
- В Китае и Индии в целом разрешены телесные наказания дома.
Наблюдается общемировая тенденция к ограничению и запрету физических наказаний детей, особенно в развитых странах.
Альтернативы физическим наказаниям
Большинство специалистов по детскому развитию считают, что существуют эффективные альтернативы шлепкам для регулирования поведения детей:
- Четкое объяснение правил и последствий их нарушения
- Тайм-ауты и временное лишение привилегий
- Поощрение хорошего поведения
- Обсуждение проступков и их последствий
- Личный пример родителей
Эти методы позволяют корректировать поведение ребенка, не прибегая к физическому воздействию и не нанося вреда его эмоциональному развитию.
Выводы и рекомендации
На основе проанализированных исследований можно сделать следующие выводы:
- Регулярные и жесткие физические наказания связаны с негативными последствиями для поведения и развития детей.
- Умеренные и редкие шлепки сами по себе не являются признаком плохого воспитания.
- Гораздо важнее сосредоточиться на поощрении позитивного родительского поведения (например, чтения детям).
- Существуют эффективные альтернативы физическим наказаниям для коррекции поведения детей.
- Мировая тенденция идет в сторону ограничения и запрета телесных наказаний детей.
Родителям рекомендуется избегать физических наказаний, особенно частых и жестких, и использовать альтернативные методы воспитания. При этом важно помнить, что качество воспитания определяется совокупностью факторов, а не только наличием или отсутствием шлепков.