не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной… АНАЛИЗ ПОСЛЕДНЕЙ ГЛАВЫ ИЗ РОМАНА ТУРГЕНЕВА ОТЦЫ И ДЕТИ !
Есть небольшое сельское кладбище в одном из отдаленных уголков России. Как почти все наши кладбища, оно являет вид печальный: окружающие его канавы давно заросли; серые деревянные кресты поникли и гниют под своими когда-то крашеными крышами; каменные плиты все сдвинуты, словно кто их подталкивает снизу; два-три ощипанных деревца едва дают скудную тень; овцы безвозбранно бродят по могилам… Но между ними есть одна, до которой не касается человек, которую не топчет животное: одни птицы садятся на нее и поют на заре. Железная ограда ее окружает; две молодые елки посажены по обоим ее концам: Евгений Базаров похоронен в этой могиле. К ней, из недалекой деревушки, часто приходят два уже дряхлые старичка — муж с женою. Поддерживая друг друга, идут они отяжелевшею походкой; приблизятся к ограде, припадут и станут на колени, и долго и горько плачут, и долго и внимательно смотрят на немой камень, под которым лежит их сын; поменяются коротким словом, пыль смахнут с камня да ветку елки поправят, и снова молятся, и не могут покинуть это место, откуда им как будто ближе до их сына, до воспоминаний о нем… Неужели их молитвы, их слезы бесплодны? Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильна? О нет! Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной… АНАЛИЗ ПОСЛЕДНЕЙ ГЛАВЫ ИЗ РОМАНА ТУРГЕНЕВА ОТЦЫ И ДЕТИ !
Ответы:
Перед нами эпилог романа И. С. Тургенева » Отцы и дети «. Автор привел своего героя к смерти, которая, как известно, является итогом жизни. Мы куда-то бежим, о чем-то спорим, но человек — ничто перед вечностью. Именно эта мысль — главная в эпизоде описания сельского кладбища и могилы Базарова. Жизнь идет своим чередом и без этой сильной личности. А душа его покоится » на небольшом сельском кладбище на одном из отдаленных уголков России».Тургенев похоронил своего героя не в столице, где много людей, где рождаются странные теории и испорченные образованием и воспитанием люди. Картина, нарисованная Тургеневым, так не похожа на ту жизнь, которую вел Базаров. Что же является символом этой жизни ? Животные ( овцы «безвозбранно бродят по могилам…» А не похожи ли и люди на этих заблудших овец, попирающих ногами историю ( кладбище и могилы), не так же грызут потихоньку деревья , символ знаний ? Не видит человек правильной дороги, дороги к Богу. А захоронение отрицателя Базарова не касается рука человека потому, что » железная ограда ее окружает «. Пасущимся животным не дойти до нее, нее, не затоптать, не нарушить покой. Железная ограда — это символ одиночества Евгения и после смерти. Только мать и отец героя притрагиваются к серому камню, да птицы , не знающие скорби, приносят весточку или митингуют. В их пении душа, тот самый романтизм, который отрицал наш герой. Они соединяют его с Богом, с небом, где живут ангелы. А ограда — замкнутое пространство, может быть, пространство идей, в ней есть острые углы, где можно укрыться от борьбы. Елки вокруг могилы выравнивают углы и символизируют вечность. Впрочем, это именно ель, близкая каждому русскому человеку. Она всегда зеленая, родная, своя. Для отца и матери Базарова эти деревца — напоминание о прочной связи их, живых, с ним, с мертвым. Мы, читатели, вместе со стариками смахиваем землю с надгробного камня, теперь уже исторического. На могиле растут красивые цветы, от которых при жизни отворачивался герой… На кладбище мы видим почти упавшие кресты и сдвинутые плиты, которые будто кто-то толкает снизу. Может быть, оттуда кто-то и что -то нам хочет сказать? Родители идут на могилу сына » отяжелевшей походкой » и в ней читатель ощущает горе неимоверное. Могут ли они о ком-то или о чем-то думать, кроме как о любимом Енюшке ? Думаю , что нет. Только здесь они падают на колени, плачут, молятся, не могут долго уйти. Почему ? Потому, что здесь живут воспоминания… В конце предложения мы видим многоточие — знак размышления о жизни и судьбе. Родители молятся о быстрейшем воссоединении с сыном или о прощении ему, такому неспокойному при жизни и такому тихому здесь. Описание построено на антитезе. С одной стороны кривые кресты,грязь, а с другой — жизнь, которая здесь есть. Глаголов «смерти» немного : гниют, поникли, похоронен, лежит. А вот глаголы » жизни » : » заросли» «сдвинуты», » окружает», «приходят «. В отрывке много эпитетов( плиты — каменные, деревца — ощипанные, тень — скудная. И » дряхлые » старички , видимо, скоро придут к сыну и тогда уже зарастет дорожка к захоронению человека, мечтавшего изменить мир. Читая эпилог, я понимаю, что нет как такового конфликта поколений в семье , где царит уважение между ними ( так было у Кирсановых ). А Базаров пытался порвать эту связь, а потому — наказан. Видимо, не только он, потому что кладбище имеет вид печальный В конце романа есть фраза «О жизни бесконечной», которая делает мирным сосуществование спорящих. Теперь уже не так важно, кто боролся за идею, а кто ее не имел, не нужно разводить по разные стороны отцов и детей. И союз И теперь уже точно соединительный. Человек должен жить , а не презирать даруемые радости. Такова природа, а мы, люди, — ее часть.Она не прощает гордыни и отрицания ее законов. В тексте только раз упоминается имя. А затем только слова, указывающие на родство ( муж, жена, сын, родители) Сей факт о том, что без семьи невозможна жизнь и любовь во всех ее проявлениях. Человек- ничто перед мирозданием. Он не исключение, а часть природы. Не стоит критиковать, а лучше — подружиться со всеми и честно служить людям. Семья — это семь » я » , а в ней и любовь к родителям, к детям, к женщине.
cwetochki.ru
Есть небольшое сельское кладбище в одном из отдаленных…
Ответ оставил Гость
Перед нами эпилог романа И. С. Тургенева » Отцы и дети «. Автор привел своего героя к смерти, которая, как известно, является итогом жизни. Мы куда-то бежим, о чем-то спорим, но человек — ничто перед вечностью.
Именно эта мысль — главная в эпизоде описания сельского кладбища и могилы Базарова. Жизнь идет своим чередом и без этой сильной личности. А душа его покоится » на небольшом сельском кладбище на одном из отдаленных уголков России».Тургенев похоронил своего героя не в столице, где много людей, где рождаются странные теории и испорченные образованием и воспитанием люди.
Картина, нарисованная Тургеневым, так не похожа на ту жизнь, которую вел Базаров. Что же является символом этой жизни ? Животные ( овцы «безвозбранно бродят по могилам…» А не похожи ли и люди на этих заблудших овец, попирающих ногами историю ( кладбище и могилы), не так же грызут потихоньку деревья , символ знаний ? Не видит человек правильной дороги, дороги к Богу. А захоронение отрицателя Базарова не касается рука человека потому, что » железная ограда ее окружает «. Пасущимся животным не дойти до нее, нее, не затоптать, не нарушить покой. Железная ограда — это символ одиночества Евгения и после смерти. Только мать и отец героя притрагиваются к серому камню, да птицы , не знающие скорби, приносят весточку или митингуют. В их пении душа, тот самый романтизм, который отрицал наш герой. Они соединяют его с Богом, с небом, где живут ангелы. А ограда — замкнутое пространство, может быть, пространство идей, в ней есть острые углы, где можно укрыться от борьбы. Елки вокруг могилы выравнивают углы и символизируют вечность. Впрочем, это именно ель, близкая каждому русскому человеку. Она всегда зеленая, родная, своя.
На кладбище мы видим почти упавшие кресты и сдвинутые плиты, которые будто кто-то толкает снизу. Может быть, оттуда кто-то и что -то нам хочет сказать?
Родители идут на могилу сына » отяжелевшей походкой » и в ней читатель ощущает горе неимоверное. Могут ли они о ком-то или о чем-то думать, кроме как о любимом Енюшке ? Думаю , что нет. Только здесь они падают на колени, плачут, молятся, не могут долго уйти. Почему ? Потому, что здесь живут воспоминания… В конце предложения мы видим многоточие — знак размышления о жизни и судьбе. Родители молятся о быстрейшем воссоединении с сыном или о прощении ему, такому неспокойному при жизни и такому тихому здесь.
Описание построено на антитезе. С одной стороны кривые кресты,грязь, а с другой — жизнь, которая здесь есть. Глаголов «смерти» немного : гниют, поникли, похоронен, лежит. А вот глаголы » жизни » : » заросли» «сдвинуты», » окружает», «приходят «. В отрывке много эпитетов( плиты — каменные, деревца — ощипанные, тень — скудная. И » дряхлые » старички , видимо, скоро придут к сыну и тогда уже зарастет дорожка к захоронению человека, мечтавшего изменить мир.
В конце романа есть фраза «О жизни бесконечной», которая делает мирным сосуществование спорящих. Теперь уже не так важно, кто боролся за идею, а кто ее не имел, не нужно разводить по разные стороны отцов и детей. И союз И теперь уже точно соединительный. Человек должен жить , а не презирать даруемые радости. Такова природа, а мы, люди, — ее часть.Она не прощает гордыни и отрицания ее законов.
В тексте только раз упоминается имя. А затем только слова, указывающие на родство ( муж, жена, сын, родители) Сей факт о том, что без семьи невозможна жизнь и любовь во всех ее проявлениях.
Человек- ничто перед мирозданием. Он не исключение, а часть природы. Не стоит критиковать, а лучше — подружиться со всеми и честно служить людям. Семья — это семь » я » , а в ней и любовь к родителям, к детям, к женщине.
Оцени ответ
reshebka.com
Внутренняя связь картины Перова «Старики родители на могиле сына» Со сценой из романа «Отцы и дети»…?
В дополнение к цитате Тургенева: «… Финал сюжета — гибель Базарова. В эпилоге звучит такой мощный реквием, с поэтической силой которого трудно сравнить финалы других произведений Тургенева. Неслучайно последняя страница романа породила создание картины В. Г. Перова «Старики-родители на могиле сына»… (Литература. 10 кл.: учебник для общеобразоват. учреждений / Т. Ф. Курдюмова, С. А. Леонов, О. Е. Марьина и др. под ред. Т. Ф. Курдюмовой. М.: Дрофа, 2007) Сам сюжет картины очень простой и в то же время печальный. В центре мы видим пожилую супружескую пару перед могилой сына. Невозможно никакими словами передать ту грусть и тоску, охватившую стариков. Что может быть страшнее для родителей, как смерть детей. В цветовом плане тоже все очень просто и понятно. Жизнь как видно идет своим чередом. Голубое небо покрывают белые тучи. Зеленая трава покрывается желтизной. На деревьях пожелтевшие листья. Глядя на картину, складывается впечатление, что бушует легонький ветерок. И только на фоне природы расположены две черные и согнутые от горя и годов фигуры родителей. Автор очень детально прорисовал все мелкие детали стариков. Всматриваясь в эту картину, понимаешь, что не стоит искать прекрасное в величественных рассказах, сюжетах, историях. Все самое прекрасное и необыкновенное в обычной, повседневной жизни. Жизнь состоит из таких моментов, которые просто иногда невозможно никак передать. Сколько радости и боли, счастья и горя несет в себе жизнь. И это все мы переживаем каждый раз, даже не задумываясь насколько это величественно. Возможно, именно это хотел донести до нас и В. Перов. Показать нам насколько удивительна наша простая жизнь и нужно ценить каждое прожитое мгновение. Потому что она не вечна. Делайте, что хотите. Говорите, что чувствуете. Иначе может быть слишком поздно
touch.otvet.mail.ru
Выразительно прочитайте описание сельского кладбища в романе… ГДЗ, Упр. 262, Русский язык, 10-11 класс, Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.
Выразительно прочитайте описание сельского кладбища в романе «Отцы и дети» И. Тургенева, определите позицию автора по отношению к главному герою романа. В чём она выражается? Напишите сочинение о внутренней связи этой сцены с картиной В. Перова «Старики-родители на могиле сына». (Картину можно найти или в альбоме репродукций художника, или в Интернете.)
Подготовьтесь к письму этого текста под диктовку.
Есть небольшое сельское кладбище в одном из отдалённых уголков России. Как почти все наши кладбища, оно являет вид печальный: окружающие его канавы давно заросли; серые деревянные кресты поникли и гниют под своими когда-то крашенными5 крышами; каменные плиты все сдвинуты, словно кто их подталкивает снизу; два-три ощипанных деревца едва дают скудную тень; овцы безвозбранно бродят по могилам… Но между ними есть одна, до которой не касается человек, которую не топчет животное: одни птицы садятся на неё и поют на заре. Железная ограда её окружает; две молодые ёлки посажены по обоим её концам: Евгений Базаров похоронен в этой могиле. К ней, из недалёкой деревушки, часто приходят два уже дряхлые старичка — муж с женою. Поддерживая друг друга, идут они отяжелевшею походкой; приблизятся к ограде, припадут и станут на колени, и долго и горько плачут, и долго и внимательно смотрят на немой камень, под которым лежит их сын; поменяются коротким словом, пыль смахнут с камня да ветку ёлки поправят, и снова молятся, и не могут покинуть это место, откуда им как будто ближе до их сына, до воспоминаний о нём… Неужели их молитвы, их слёзы бесплодны? Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильная? О нет! Какое бы страстное, грешное6, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной6…
class.rambler.ru
Есть небольшое сельское кладбище в одном. Размышления у могилы евгения базарова
Арина Власьевна была настоящая русская дворяночка прежнего времени; ей бы следовало жить лет за двести, в старомосковские времена. Она была очень набожна и чувствительна, верила во всевозможные приметы, гаданья, заговоры, сны; верила в юродивых, в домовых, в леших, в дурные встречи, в порчу, в народные лекарства, в четверговую соль, в скорый конец света; верила, что если в светлое воскресение на всенощной не погаснут свечи, то гречиха хорошо уродится, и что гриб больше не растет, если его человеческий глаз увидит; верила, что черт любит быть там, где вода, и что у каждого жида на груди кровавое пятнышко; боялась мышей, ужей, лягушек, воробьев, пиявок, грома, холодной воды, сквозного ветра, лошадей, козлов, рыжих людей и черных кошек и почитала сверчков и собак нечистыми животными; не ела ни телятины, ни
голубей, ни раков, ни сыру, ни спаржи, ни земляных груш, ни зайца, ни арбузов, потому что взрезанный арбуз напоминает голову Иоанна Предтечи; а об устрицах говорила не иначе, как с содроганием; любила покушать — и строго постилась; спала десять часов в сутки — и не ложилась вовсе, если у Василия Ивановича заболевала голова; не прочла ни одной книги, кроме «Алексиса, или Хижины в лесу», писала одно, много два письма в год, а в хозяйстве, сушенье и варенье знала толк, хотя своими руками ни до чего не прикасалась и вообще неохотно двигалась с места. Арина Власьевна была очень добра и, по-своему, вовсе не глупа. Она знала, что есть на свете господа, которые должны
приказывать, и простой народ, который должен служить, — а потому не гнушалась ни подобострастием, ни земными поклонами; но с подчиненными обходилась ласково и кротко, ни одного нищего не пропускала без подачки и никогда никого не осуждала, хотя и сплетничала подчас. В молодости она была очень миловидна, играла на клавикордах и изъяснялась немного по-французски; но в течение многолетних странствий с своим мужем, за которого она вышла против воли, расплылась и позабыла музыку и . Сына своего она любила и боялась несказанно; управление имением предоставила Василию Ивановичу — и уже не входила ни во что: она охала, отмахивалась платком и от испуга подымала брови все выше и выше, как только ее старик начинал толковать о предстоявших преобразованиях и о своих планах. Она была мнительна, постоянно ждала какого-то большого несчастья и тотчас плакала, как только вспоминала о чем-нибудь печальном… Подобные женщины теперь уже переводятся. Бог знает — следует ли радоваться этому!
В1. В каком месте происходит действие в приведённом отрывке?
В2. Выпишите из описания Арины Власьевны слова, которые передают отношение к ней автора.
В3. Отец Базарова, представляясь аркадию, говорит о своей бывшей военной службе и о людях, с которыми он встречался: «Тех-то, в южной-то армии, по четырнадцатому, вы понимаете (и тут Василий Иванович значительно сжал губы), всех знал наперечёт». Кого он имеет в виду?
В4. Похож ли Базаров образом мыслей, характером отношений с людьми на свою мать? Ответ дайте словом «да» или «нет».
В5 . Часть характеристики литературного героя или персонажа, целью которой является раскрытие особенностей его речи, складывается из самой речи героя и из описания её индивидуальности писателем-автором. Это..
В6. Из реплики Василия Ивановича выпишите слова, которые свидетельствуют о характерных особенностях его речи.
В7. Как называется выразительная подробность в создании образа героя, несущая важную художественную и идейную нагрузку (например: взрезанный арбуз напоминал Арине Власьевне голову Иоанна Предтечи)?
С1. Что отличает родителей Базарова от родителей Аркадия и в чём их сходство?
С2. Какие произведения русской литературы наполнены мыслями о союзе жены и мужа, близким тургеневским мыслям?
В1. В доме Базарова
В2. Настоящая дворяночка прежнего времени
В5. Речевая характеристика
В6. Полагаю, пора в объятии к Морфею
В7. Художественная деталь
Есть небольшое сельское кладбище в одном из отдаленных уголков России.
Как почти все наши кладбища, оно являет вид печальный: окружающие его канавы давно заросли; серые деревянные кресты поникли и гниют под своими когда-то крашеными крышами; каменные плиты все сдвинуты, словно кто их подталкивает снизу; два-три ощипанных деревца едва дают скудную тень; овцы безвозбранно бродят по могилам… Но между ними есть одна, до которой не касается человек, которую не топчет животное: одни птицы садятся на нее и поют на заре. Железная ограда ее окружает; две молодые елки посажены по обоим ее концам: Евгений Базаров похоронен в этой могиле. К ней, из недалекой деревушки, часто приходят два уже дряхлые старичка — муж с женою. Поддерживая друг друга, идут они отяжелевшею походкой; приблизятся к ограде, припадут и станут на колени, и долго и горько плачут, и долго и внимательно смотрят на немой камень, под которым лежит их сын; поменяются коротким словом, пыль смахнут с камня да ветку елки поправят, и снова молятся, и не могут покинуть это место, откуда им как будто ближе до их сына, до воспоминаний о нем… Неужели их молитвы, их слезы бесплодны? Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильна? О нет! Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной…
(И. С. Тургенев «Отцы и дети»)
В1.
В2. Приведенный отрывок представляет собой описание природы. Как называется такое описание в художественном произведении?
В3. Приведенный отрывок взят из финальной части произведения, в которой рассказывается о судьбах героев после завершения основного сюжета. Как по-другому называется такой финал художественного
произведения?
В4. Слово «равнодушная» (природа) взято в приведенном отрывке в кавычки. Это цитата: здесь Тургенев обращается к стихотворению поэта, ко
fashionlife33.ru
Характеристика Евгения Базарова в романе «Отцы и дети»: описание личности и характера |LITERATURUS: Мир русской литературы
Евгений Базаров — главный герой романа «Отцы и дети» Тургенева. Базаров является одним из самых ярких персонажей русской литературы XIX века.
Евгений Васильевич Базаров — будущий доктор, старший друг Аркадия Кирсанова.
Базаров — нигилист по своим убеждениям. Он — умный, ироничный и насмешливый человек. Окружающие боятся его острого ума и прямоты. Евгений Базаров не признает искусство и романтику. Он не восхищается природой, не верит в любовь и брак.
Однажды Базаров влюбляется в молодую вдову Анну Сергеевну Одинцову. Любовь к ней пробуждает в душе Базарова романтика. Он упрекает себя за слабость и презирает в себе это романтическое чувство — любовь к женщине. Страдая от неразделенной любви, он ищет утешения в работе.
По трагической случайности Базаров умирает в молодом возрасте от смертельной инфекции.
Базаров — яркий представитель молодежи второй половине XIX века. Нигилизм был очень популярен и «моден» среди молодежи того времени. Однако вскоре интерес к нему угас, как и к остальным модным течениям.
«…Приятель Аркаши, очень, по его словам, умный человек…» Возраст Базарова — около 30 лет. Он старше Аркадия Кирсанова, которому 23 года, и примерно одного возраста с Одинцовой, которой 28 лет:«…мы оба уже не первой молодости, особенно я…»
«…на что мне моя молодость? Живу я один, бобылем…»
Внешность Базарова:
«…человеку высокого роста, в длинном балахоне с кистями…»
«…Он медленно проводил своими длинными пальцами по бакенбардам…»
«…Не правда ли, какое у него славное лицо?..»
«…Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум…»
«…Этот лекарский сын не только не робел, он даже отвечал отрывисто и неохотно, и в звуке его голоса было что то грубое, почти дерзкое…»
«…Мой дед землю пахал, – с надменною гордостию отвечал Базаров…»
Вероятно, Базаров не является дворянином. Не известно, унаследовал ли он дворянство от отца или является разночинцем. До сих пор нет единого мнения о дворянстве героя (см. подробнее Происхождение Базарова):
«…Имение не его, а матери; душ, помнится, пятнадцать…»
«…я ведь плебей, homo novus – не из столбовых, не то, что моя благоверная…» (отец Базарова о себе)
Сам Евгений Базаров, судя по всему, не относит себя к числу дворян, хотя по линии матери он — потомственный дворянин:
«Ваш брат дворянин дальше благородного смирения или благородного кипения дойти не может, а это пустяки.» (Базаров — Аркадию)
Базаров — бедный, но гордый человек:
«…Человек я бедный, но милостыни еще до сих пор не принимал…»
Базаров учится на доктора:
«…Он в будущем году хочет держать на доктора…»
«…А! он по медицинскому факультету…»
Базаров занимается естественными науками:
«…Главный предмет его – естественные науки. Да он все знает…»
«…он принялся за своих лягушек, за инфузории, за химические составы и все возился с ними…»
Базаров — самоуверенный человек:
«…лицо выражало самоуверенность и ум…»
«…И ведь тоже думал задача есть, ведь я гигант!..»
Базаров — умный мужчина:
«…Приятель Аркаши, очень, по его словам, умный человек…»
«…лицо <…> выражало <…> ум…»
Базаров — нигилист по убеждениям:
«…Он нигилист <…> Который ко всему относится с критической точки зрения <…>Нигилист – это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип…»
«…вы не признаете никаких авторитетов? Не верите им?
– Да зачем же я стану их признавать? И чему я буду верить? Мне скажут дело, я соглашаюсь, вот и все…»
Базаров — бунтарь в душе:
«…Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце не скрылось в могиле…»
Базаров — простой человек:
«…Он чудесный малый, такой простой – ты увидишь…»
«…чувствовала в Базарове отсутствие всего дворянского, всего того высшего, что и привлекает и пугает…»
Базаров не любит «церемоний»:
«…Главное, не надо обращать на него внимания: он церемоний не любит…»
«…Разве вы не знаете сами, что изящная сторона жизни мне недоступна…»
Базаров не танцует на балах в отличие от остальных людей:
«…Аркадий танцевал плохо, как мы уже знаем, а Базаров вовсе не танцевал…»
Базаров — неразговорчивый и некрасноречивый человек. Он не любит «красиво» говорить:
«…Базаров вообще говорил мало в присутствии «старичков Кирсановых»…»
«…Я нахожу, что говорить красиво – неприлично…»
Базаров — развязный человек:
«…Его аристократическую натуру возмущала совершенная развязность Базарова…»
У Базарова небрежные манеры:
«…встретив его быстрый и небрежный взгляд…» Базаров — неробкий человек:
«…Этот лекарский сын не только не робел, он даже отвечал отрывисто и неохотно…»
Базаров — насмешливый, ироничный человек:
«…Базаров, который лишь изредка вставлял в разговор насмешливое слово…»
«…он тотчас же встряхнул головой, иронически поздравил себя «с формальным поступлением в селадоны*»…» (*селадон — волокита)
Базаров любит шутить и подтрунивать:
«…он пришел и, по обыкновению полушутя, полузевая, просидел у ней…»
«…Вам все желательно шутить, – ответил Павел Петрович…»
«…Слуги также привязались к нему, хотя он над ними подтрунивал…»
Базаров — самолюбивый человек:
«…И самолюбие какое противное, – перебил опять Павел Петрович…»
«…тут только открылась ему на миг вся бездонная пропасть базаровского самолюбия…»
Базаров — спокойный, флегматичный мужчина:
«…Все, – с невыразимым спокойствием повторил Базаров.
«…флегматически заметил Базаров…»
Базаров — надменный человек:
«…Базаров надменно выпрямился…»
«…с надменною гордостию отвечал Базаров…»
Базаров — циник (по мнению Павла Петровича):
«…Павел Петрович <…> считал его гордецом, нахалом, циником, плебеем…»
Базаров — самонадеянный человек:
«…не имеем той дерзкой самонадеянности…»
Базаров ко всему относится критически:
«…Я ничьих мнений не разделяю; я имею свои…»
«…Вы опасный господин; вы такой критик…»
«…Мне приятно отрицать, мой мозг так устроен – и баста!..»
Базаров — презрительный человек:
«…Увы! презрительно пожимавший плечом…»
«….воскликнул Базаров с презрительною усмешкой…»
Базаров — холодный человек:
«…Базаров и тут остался холоден как лед…»
«…Холодная усмешка скривила губы Базарова…»
«…Что, он всегда у вас такой? – хладнокровно спросил Базаров у Аркадия…»
«…Город как город, – хладнокровно заметил Базаров…»
Базаров — «хищный», агрессивный человек:
«…Он хищный, а мы с вами ручные <…> Вот ваш приятель этого и не хочет, а в нем это есть…»
«…мы драться хотим…»
«…нам это скучно – нам других подавай! нам других ломать надо!..»
Базаров — энергичный, деятельный человек:
«…в энергической по прежнему <…> фигуре…»
Базаров — резкий человек:
«…Базаров ей понравился – отсутствием кокетства и самою резкостью суждений…»
«…Послушай, Евгений, ты уже слишком резко с ним обошелся, – заметил Аркадий. – Ты его оскорбил…»
Базаров бывает строг с людьми:
«…Строг же ты сегодня, Евгений Васильич…»
Базаров — твердый, жесткий человек:
«…согласитесь, хоть я и не мягкое существо…»
«…многие его даже осуждают за такую твердость его нрава и видят в ней признак гордости или бесчувствия…»
«…Вы, стало быть, искусства не признаете?..»
«…не предполагаете во мне художественного смысла, – да, во мне действительно его нет…»
Базаров равнодушен к природе:
«…Катя обожала природу <…> Одинцова была к ней довольно равнодушна, так же как и Базаров…»
«…мы теперь вообще ни перед кем не преклоняемся…»
Базаров смеется над современной медициной:
«…мы теперь вообще над медициной смеемся…»
«…Ты хоть и смеешься над медициной, а я уверен, можешь подать мне дельный совет…»
Базаров не верит в романтическую любовь:
«…любовь… ведь это чувство напускное…»
«… но любовь в смысле идеальном, или, как он выражался, романтическом, называл белибердой, непростительною дурью, считал рыцарские чувства чем-то вроде уродства или болезни…»
Базаров не любит романтику:
«…И охота же быть романтиком в нынешнее время!..»
«…Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта, – перебил Базаров…
«…Ты придаешь еще значение браку; я этого от тебя не ожидал…» (Базаров Аркадию)
Базаров — волевой человек:
«…Всякий человек сам себя воспитать должен – ну хоть как я, например…»
«…человеку иногда полезно взять себя за хохол да выдернуть себя вон, как редьку из гряды; это я совершил на днях…»
«…он обыкновенно встает рано и отправляется куда нибудь…» Базаров — трудолюбивый человек:
«…Аркадий сибаритствовал, Базаров работал…»
«…Базаров работал упорно и угрюмо…»
Базаров — хороший лекарь:
«…В ее глазах он и доктор был отличный…»
«…Павел Петрович уже лежал в постели с искусно забинтованною ногой…»
Базаров легко общается с людьми, которые ниже его по статусу:
«…Базаров, который владел особенным уменьем возбуждать к себе доверие в людях низших, хотя он никогда не потакал им и обходился с ними небрежно…»
Базаров — честный, прямой человек:
«…Базаров объявил ей о своем отъезде не с мыслию испытать ее, посмотреть, что из этого выйдет: он никогда не «сочинял».
Базаров — скромный человек:
«…Вы очень скромны…» (Одинцова о Базарове)
«…Не знаю, хвастаться не хочу…»
Базаров — необычный, незаурядный человек:
«…вы человек не из числа обыкновенных…»
«…в пошлости никто бы не упрекнул Базарова…» (непошлый — то есть незаурядный)
Базаров не хочет быть ничтожеством, как многие другие люди:
«…мои родители <…> не беспокоятся о собственном ничтожестве, оно им не смердит… а я… я чувствую только скуку да злость…»
«…вы меня извините… я вообще не привык высказываться…»
«…я не смею при нем выказывать свои чувства, потому что он этого не любит. Он враг всех излияний…» (отец Базаров о сыне)
Базаров — бескорыстный человек:
«…Он бескорыстный, честный человек, – заметил Аркадий…»
Базаров — совестливый человек:
«…Да и совестно как-то от него запираться…»
Базаров — добрый человек в глубине души:
«…как мне вас благодарить; такой вы добрый, право…» (мнение Фенечки)
«…Базаров был великий охотник до женщин и до женской красоты…»
При этом Базаров не уважает женщин и называет их «бабами»:
«…Это что за фигура? – проговорил он. – На остальных баб не похожа…» (об Одинцовой)
«…«Вот тебе раз! бабы испугался!»…»
Базаров считает, что красивым женщинам не нужно быть умными:
«…по моим замечаниям, свободно мыслят между женщинами только уроды…»
«…Я сегодня ездил в деревню, знаешь – откуда тифозного мужика привозили. Они почему-то вскрывать его собирались Ну, вот я и попросил уездного врача; ну, и порезался…»
«…Если я заразился, так уж теперь поздно…»
Это была цитатная характеристика Евгения Базарова в романе «Отцы и дети» Тургенева: описание личности, характера, внешности, привычек, происхождения героя.
Смотрите:
Все материалы о Евгении Базарове
Все материалы по роману «Отцы и дети»
www.literaturus.ru
Поиск Лекций
Тест по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»
Это была молодая женщина лет двадцати трёх, вся беленькая и мягкая, с тёмными Волосами и глазами, с красными, детски-пухлявыми губками и нежными ручками. На ней Было опрятное ситцевое платье; голубая новая косынка легко лежала на её круглых плечах». Эта героиня a) Вышла замуж за Николая Петровича b) Стала спутницей жизни Аркадия c) Вообще не вышла замуж Какой подарок сделал княгине Р. Павел Петрович? a) Кулон с изображением головы Медузы Горгоны b) Кольцо с изображением сфинкса c) Брошь с изображением кентавра Книгу какого поэта отобрал Аркадий у своего отца? a) Шекспира b) Пушкина c) Лермонтова d) Фета Какую ошибку допустила Фенечка, делая надписи на банках с вареньем? a) СмаАрода b) МОлина c) КрУжовник Кто называл Базарова «живодёром» и «прощелыгой» и уверял, что «он со своими Бакенбардами – настоящая свинья в кусте»? a) Павел Петрович Кирсанов b) Николай Петрович Кирсанов c) Одинцова d) Пётр e) Прокофьич Она была очень добра и, по-своему, вовсе не глупа. Она знала, что есть на свете господа, Которые должны приказывать, и простой народ, который должен служить,– а потому не Гнушалась ни подобострастием, ни земными поклонами; но с подчинёнными обходилась Ласково и кротко, ни одного нищего не пропускала без подачки, и никогда никого не Осуждала, хотя и сплетничала подчас.» Это характеристика a) Матери Базарова b) Тётушки Одинцовой c) Фенечки В имение Одинцовой, когда там гостили Базаров и Аркадий, перед самым их отъездом Приехал ещё один гость. Это был a) губернатор b) Ситников c) Николай Петрович Одна из комнат называлась кабинетом. Толстоногий стол, заваленный почерневшими от Старинной пыли, словно прокопчёнными бумагами, занимал весь промежуток между двумя Окнами: по стенам висели турецкие ружья, нагайки, сабля, две ландкарты, какие-то Анатомические рисунки, портрет Гуфеланда, вензель из волос в чёрной рамке и диплом под стеклом… на полках в беспорядке теснились книги, коробочки, птичьи чучелы, банки, Пузырьки; в одном углу стояла сломанная электрическая машина.» Хозяин этого кабинета a) Похоронил сына b) Женил сына c) Вообще не имел сына 9. «Он, должно быть, в военной службе служил… У него на каждой странице:„На бой! На бой! За честь России!”» Это отзыв Базарова a) О Пушкине b) О Лермонтове c) О Тютчеве D) О Некрасове 10. «Ах, Аркадий! Сделай одолжение, поссоримся раз хорошенько – до положения риз, до истребления… Я тебя сейчас схвачу за горло…» Что случилось после этих слов? a) Базаров побил Аркадия b) Аркадий побил Базарова c) Василий Иванович побил обоих d) Драка не состоялась В конце романа Павел Петрович a) уехал за границу b) ушёл в монастырь c) женился d) умер Одинцова в конце романа a) уехала за границу b) ушла в монастырь c) вышла замуж d) умерла Основной конфликт в романе «Отцы и дети» — это столкновение между a) младшим и старшим поколением b) аристократкой Одинцовой и плебеем Базаровым c) либеральными и демократическими идеями Точку зрения автора в романе выражает a) Базаров b) Павел Петрович c) Николай Петрович d) Анна Сергеевна Одинцова Действие романа «Отцы и дети» происходит в течение a) одного года b) одного месяца c) полугода 16.Давая общую оценку политического содержания «Отцов и детей», Тургенев писал: «Вся моя повесть направлена против…» a) дворянства как передового класса b) крестьянства как передового класса c) пролетариата как передового класса d) революционных демократов как передового класса Кому адресовано посвящение романа? a) Герцену b) Белинскому c) Некрасову
Тест по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»
И уста твои с моими В поцелуй горячий слить.»
Рекомендуемые страницы: Поиск по сайту |
|
poisk-ru.ru