Подготовка внедорожной техники к зиме
Помните старую добрую пословицу, которая рекомендует заботиться о санях летом, а о телеге — зимой? Этот совет актуален и в наши дни, хотя гужевой транспорт из обыденного средства передвижения превратился в способ развлечения. Покатался часок по полю, набил себе шишек на разных частях тела да еще и денежки заплатил за такое удовольствие.
Хотя сейчас, конечно, вместо саней и телег активнее используются автомобили, о которых тоже нужно заботиться, особенно с приближением холодов.Многие рыбаки и охотники обзавелись внедорожной техникой, которая порой выглядит «чудаковатой» и может казаться примитивной, а на деле оказывается куда сложнее, чем стандартная машина в базовой сборке. Следовательно, и подготовки требует более тщательной.
Следует не только заменить летние шины на зимние с шипами или так называемой «липучкой». Предстоит выполнить и много других трудоемких процедур, причем браться за дело нужно сейчас. Дороги уже начали превращаться в труднопроходимые, а дальше ситуация продолжит меняться в худшую сторону…
По сути любая зимняя охота или рыбалка в отдаленных районах, куда приходится добираться на особой технике (гусеничной или колесной), — это всегда риск и большое приключение, которое оставляет в памяти массу эмоций. Порой даже сам процесс лова или добычи дичи дает меньше впечатлений, чем дорога до места назначения и обратно.
Самое частое явление, когда транспорт неожиданно застревает. Например, машина «ложится на брюхо», и все четыре колеса становятся почти не пригодными для передвижения, беспомощно крутятся в снегу или на не успевшей замерзнуть почве под ним. Иногда лопается или даже отрывается карданный вал. Такое недавно случилось с моим приятелем, который только успел выехать на «Ниве» на бездорожье.
В общем, всего, что может случиться, не перечислить. Поэтому подготовка к зимнему сезону, который по виду и ощущениям можно сравнить с передвижением по другой планете, должна проводиться обязательно. Особое внимание нужно обратить на автомобили российской сборки и сильно подержанный транспорт, поскольку они всегда в группе риска. Поездка в сильный мороз на такой технике, не прошедшей должной подготовки, может оказаться авантюрой.
Сохранение тепла
С чего начать? Давайте прикинем, что стоит сделать заранее в ожидании холодов. Не помешает настроиться на то, что зимой температура воздуха за окном может опуститься до 35 градусов (а то и больше) ниже нулевой отметки. Если в такой мороз наглухо застрять где-нибудь в пустынном месте, где даже костер разжечь не из чего, то и до трагедии недалеко.
Были случаи, когда охотники пытались согреться в салоне машины, но при этом не убедились… не забита ли выхлопная система. Последствия оказались весьма печальными… Так что, если вдруг застрянете где-то в холодную пору, вначале все проверьте и при необходимости очистите.
А уж потом запускайте мотор и грейтесь, но старайтесь не засыпать крепко. Ставьте на телефоне будильник, чтобы он периодически прерывал ваш сон, ведь заведенную машину нельзя надолго отставлять без контроля.
Если вы планируете совершать длительные поездки в холода, то обязательно в межсезонье проверьте печку в автомобиле. Она работает при заведенном двигателе и наличии тосола или антифриза в охладительной системе.
Затем нужно посмотреть на уровень охлаждающей жидкости в бачке. Если ее там мало, то не лишним будет выяснить почему. Скорее всего, причина тому — течь патрубков, помпы, радиатора, бачка с жидкостью или самой печки. Тогда при работе двигателя и включенного штатного обогревателя в салоне должен ощущаться посторонний запах, часто неприятный.
Все течи нужно устранить, при необходимости поставить новый бачок, подтянуть или заменить крепления патрубков. Если проблема связана с радиатором, печкой или помпой, то тут своими силами, скорее всего, не удастся справиться. Придется обращаться в сервисный центр или к знакомым механикам.
В любом случае в поездку не помешает взять как минимум литр охлаждающей жидкости про запас. Еще стоит помнить, что на сильном морозе материалы сужаются, следовательно, могут проявиться микропоры, которые летом не наблюдались.
Кроме работающей печки, есть и другие способы обеспечить зимой комфортные условия в салоне автомобиля. Проще всего взять теплые чехлы на кресла, лучше из натуральной шерсти. Возможно, оно будут смотреться грубовато. Зато, поверьте, в морозную погоду нижняя часть тела скажет вам «спасибо». Хотя, конечно, чехлы играют только вспомогательную роль, без хорошей печки они не помогут.
Запуск двигателя
Если в вашем внедорожнике мощный аккумулятор или даже два (сейчас спаренные батареи — не редкость), то можно еще до зимы прикупить электрический обогреватель мотора. Подключать его лучше у квалифицированного мастера. Тогда проблем с запуском двигателя в мороз возникнуть не должно совсем.
С одинарным простым аккумулятором, да еще видавшим виды, делать этого не советую. Можно его разом посадить, и тогда не заведется даже теплый «движок».
Есть обогреватели, которые работают от того же бензина. Однако они зачастую не предназначены для суровых сибирских условий, где и 40-градусные морозы — совсем не редкость, а скорее обыденность. В такой холод и обогреватели могут не запуститься.
Вспомнился один любопытный случай, который произошел со знакомым. Он поехал на зимнюю рыбалку на старенькой, повидавшей всякое «Ниве», и поджидал его неприятный сюрприз. До водоема добрался нормально, половил в свое удовольствие.
Надумал возвращаться… а машина ни в какую не пожелала заводиться! Мороз усиливался, а двигатель все не запускался. Только впустую крутился стартер, и с каждым его поворотом заряда аккумулятора становилось все меньше.
К счастью, у знакомого работал телефон, и рыбалка проходила в зоне действия сотовой сети. Удалось созвониться с приятелем, который дал смелый совет — слить тосол, нарубить дров и развести костер. Набрать в ведро воды или снега, нагреть на огне. Залить кипяток в систему через радиатор. Знакомый так и сделал, и… машина завелась, как и было положено, с первого оборота стартера.
Но это, конечно, актуально для стареньких русских внедорожников. С иномарками такие фокусы лучше не производить. Максимум, что можно сделать, — полить теплой водички (но не кипятка) на коллектор, если к нему есть доступ. И постараться при этом не брызгать на проводку или генератор. Но это стоит делать только в самой экстремальной ситуации. Ни в коем случае не нужно считать такой рецепт правилом на каждый день.
Бензин или солярка
Что еще важно? Конечно, учет расхода топлива. Зимой он увеличивается и иногда чуть не в два раза. Поэтому на всякий случай желательно взять с собой канистру с топливом. А то можно ненароком остановиться где-то посреди поля или леса с пустым баком, даже если вы по привычке едете по «знакомой местности».
Еще один интересный вопрос, но он скорее касается тех, кто не возится со своей внедорожной техникой для зимней рыбалки или охоты, а берет транспорт в аренду. Что лучше взять — машину с дизельным двигателем или бензиновым?
Обычная солярка, понятно, более дешева. Однако в сильный мороз запустить остывший мотор автомобиля, работающий на таком топливе, — большая удача. Так что лично я предпочел бы бензиновый двигатель, поскольку считаю его надежнее в этом плане. Зимой он заводится намного проще. Но, конечно, каждый автолюбитель выбирает сам…
В том случае, если за окном очень сильный мороз (свыше 40 градусов), а на охоту или рыбалку вы все же решили ехать, рекомендую обзавестись заранее специальными присадками, повышающими октановое число бензина, ну или хотя бы заливать 95-й вместо 92-го. Думаю, что шансы завести холодный мотор будут повыше.
Летом подобные эксперименты с топливом ни к чему. А вот зимой можно попробовать воспользоваться присадками. Лично я ощутил увеличение мощности и обратил внимание на снижение расхода горючего. Особенно это заметно в действительно дальних поездках — от 200 километров в одну сторону.
Когда зима уже окажется на пороге, желательно в теплом гараже поменять фильтр тонкой очистки. Как известно, в топливе может быть множество присадок и различных частичек, которые на морозе ведут себя не так, как при теплой погоде. Они могут формировать небольшие скопления, вполне способные нарушить нормальную подачу горючего в камеры сгорания или вовсе ее прекратить. Своевременное обновление фильтра должно избавить вас от такой проблемы.
Забота о моторе
При подготовке к зимнему сезону некоторые водителя стараются утеплить радиатор. Лучше использовать для этого что-нибудь негорючее и, желательно, легко снимаемое. В противном случае при движении по трассе наглухо закрытый радиатор может привести к перегреву двигателя.
Однако и переохлаждать мотор не надо. Если путь долгий, то он точно предполагает хотя бы 3-4 остановки, как правило, по часу или чуть более. За это время не укрытый двигатель будет быстро остывать. Некоторые автолюбители стремятся его «укутать» специальным одеялом, изготовленным из негорючего материала.
Производители указывают отрезок времени, в течение которого должно сохраняться тепло. Однако в реальных условиях этот показатель может быть меньше раза в два. Казалось бы, одеяло — простая мера подготовки, а может обеспечить до 5% экономии топлива и в несколько раз снизить нагрузку на двигатель, ведь, как известно, резкие перепады температур не сулят мотору ничего хорошего, сокращая его ресурс.
Перед путешествием не лишним будет вспомнить и о защите двигателя. Если летом еще можно было обойтись «бюджетным» пластиковым вариантом (пусть это и представляло опасность), то зимой самое время — сменить его на пусть и более дорогую, но и надежную металлическую «броню».
Не забывайте, что во время пути по вроде бы ровному полю или просто по участку вне трассы вам вполне могут попасться большая замерзшая кочка, прочный пенек или глубокая яма. Пластиковая защита в такой ситуации не спасет точно.
В век прогресса на внедорожную технику самой разной масти можно установить даже дополнительную «броню». Прикрыть рулевые тяги, коробку раздатки, мосты ну и, конечно, картер.
Хотя и такая мера предосторожности не обеспечивает стопроцентную защиту от тех неожиданностей, что могут скрываться под снежной «шубой». Поэтому, если вы хотите сохранить машину в целости, по незнакомым участкам местности передвигайтесь с разумной скоростью, не рискуйте попусту.
Элементы ходовой части
Серьезная процедура — проверка амортизаторов. По сути в любой внедорожной технике они берут на себя основной удар при движении по неровной местности. И если в них наблюдается течь, пусть даже и небольшая, — значит, срок эксплуатации данного амортизатора истекает. Зимой он может окончательно выйти из строя.
Будет особенно плохо, если это произойдет в разгар длительной поездки на рыбалку или охоту либо же на обратном пути. При появлении серьезных подозрений и сомнений рекомендуется ставить новый амортизатор. И запомните: их лучше менять в паре.
Пока возитесь с амортизаторами, оцените заодно руль на предмет люфта. Проверьте шаровые, разного рода пыльники. Осмотрите наконечники рулевых тяг. Убедитесь, что ничего не треснуло и не развалилось. Конечно, нужно проверить и тормозную систему. При необходимости поменять в ней жидкость.
Шины, естественно, перед долгим путешествием можно заменить на внедорожный вариант. После «переобувки» проверьте давление. А когда проедете с десяток километров, остановитесь и посмотрите — не ослабла ли затяжка всех болтов крепления колес. Про запаску, думаю, и отдельно упоминать не нужно. То, что она должна быть, — это уже «золотое правило». А если позволяет место, то желательно взять пару.
Несколько слов хочется сказать о внедорожной резине. У заядлых охотников и рыболовов обычно имеется два комплекта — с шипами и без них. Второй из этих вариантов подходит в том случае, когда основная часть пути пролегает по трассе. Первый больше соответствует маршрутам за пределами твердого асфальтового покрытия.
А что делать, если зимой используется «липучка»? Все просто — пора научиться правильно устанавливать на колеса противопробуксовочные цепи. Они понадобятся, если вам придется съехать с расчищенной и ухоженной трассы. По моему мнению, на гололеде и на целинной снежной дороге цепи «работают» даже лучше, чем шипы.
Завершающие штрихи
Машина довольно — сложная техника, особенно дорогой и тяжелый внедорожник. Автолюбители должны быть готовы к тому, что какой-то из элементов может неожиданно выйти из строя. Не нужно постоянно думать о плохом и мысленно готовиться к этому. Не исключено, что с неисправностью столкнетесь не вы, а встреченный на дороге бедолага. Если будет возможность, то постарайтесь выручить его.
Учитывая такую вероятность, запаситесь сухой и теплой одеждой. Возьмите любой топливный обогреватель: главное — чтобы он был безопасен. Кстати, носки и перчатки, если их хорошо разогреть и положить в термос, сохранят свою теплоту. Это не выдумка, проверено на личном опыте. Иногда очень помогает и придает сил простая замена мокрых перчаток, в которых руки уже замерзли, на сухие и теплые.
Перед поездкой не забудьте зарядить до максимума мобильный телефон. На всякий случай прихватите и запасной аккумулятор. Не помешает и шнур, позволяющий заряжать аппарат через «прикуриватель». Можно обзавестись и рацией. Возможно, она позволит связаться с ближайшими дальнобойщиками, а те уже передадут вашу просьбу о помощи дальше.
Хорошо, если в сотовом телефоне есть Интернет и карта местности со спутниковой навигацией. Продаются и GPS-маячки. Один из таких будет не лишним взять с собой в поездку, а дома на компьютере установить специальную программку, чтобы родные всегда знали, где вы находитесь.
Сергей Серый, Омская область
Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!
handf.mirtesen.ru
Как подготовить спецтехнику к зиме? Основные нюансы
Жители нашей страны уже давно привыкли, что зима каждый год приходит в разное время. Поэтому готовиться к ее приходу нужно заблаговременно. Подготовительный процесс включает в себя обязательные меры и те, которые производятся по желанию.
Вернуться к навигации
Покрышки
Чтобы подготовить спецтехнику к зиме необходимо в первую очередь поменять резину. Летние и зимние шины отличаются строением и используемым материалом. И, конечно же, предназначены для разного времени года. Зимняя резина подходит для гололеда, снега, слякоти, низкой температуры воздуха. Для изготовления таких шин используется мягкая резина, которая не изменяет своих характеристик при различных погодных условиях. Протектор отличается большей высотой и ламелированностью по сравнению с покрытием летней резины. Эффективность такого протектора довольно высока при езде по снегу и гололеду, но немного уменьшается скорость управления машиной. Не стоит забывать об индексе скорости для зимнего типа резины. Чаще всего встречается индекс Q. При регулярном превышении скорости шины быстрее истираются, и их приходится менять.
Комплект шин
Часто хозяин машины задается вопросом о необходимости покупки новой резины каждую зиму. Специалисты уже не раз отвечали на этот вопрос, ниже приведены наиболее понятные ответы.
Комплект резины для спецтехники
- Наличие качественной резины – залог безопасности, ведь все тормозные системы рассчитаны на эксплуатацию с определенным типом шин при различных сезонах работы. Китайские шины GoodType будут отличным решением для транспортирующей техники в зимний период. Фирма-производитель имеет большой опыт работы с техникой для карьеров и шахт, а также с крупногабаритными моделями. Такое мнение высказывает В. Бурков из АмурПромСтроя.
- Лучше купить дешевые шины, но пусть они будут новые. Износ зимней резины может повлечь за собой неприятные ситуации, в том числе аварии. Для летней резины этот момент не так принципиален, как для зимней, когда на кону стоит не только безопасность оператора, но и окружающих его людей. Фирма ВОТО предоставляет возможность приобрести шины по оптимальной цене. Это точка зрения сотрудника «Спецшины» Д.Рычкова.
Покрышки Mitas
Каждый вид строительной техники предполагает индивидуальный подбор резины. Стандартная комплектация погрузчиков предполагает наличие шин, выполненных из очень эластичной резины. Устойчивость техники при этом значительно понижается в зимних условиях работы. Для уменьшения такого эффекта оказалось достаточным просто надеть цепи на колеса. Однако при разработке современной техники гораздо больше внимания стали уделять именно зимней резине, чтобы дать возможность операторам уйти от старых ухищрений и приобрести нормальные шины. Чем отличается эта резина? Наличием разных шипов и способом их расположения.
Уборка снега экскаватором-погрузчиком Volvo BL71
Вернуться к навигации
Аккумулятор
Подготовка аккумулятора к зиме – еще один этап к нормальным условиям эксплуатации в данный период. В зимних условиях она несколько отличается:
Аккумулятор VARTA для JCB 3CX-4CX
- снижается динамика движения, что понижает скорость подпитки аккумуляторной батареи при работающем генераторе. А это в свою очередь ставит под вопрос полную зарядку АКБ;
- при включенных фарах зарядка батареи происходит гораздо медленнее;
- дополнительный расход электричества образуется за счет включения печки и других энергопотребителей. При этом зарядка происходит медленнее, а при холостых оборотах энергия потребляется непосредственно с батареи;
- после длительного простоя двигатель остывает, поэтому нуждается в больших затратах энергии для его запуска, а это соответственно снижает уровень заряда батареи. Это обусловлено потреблением большего разрядного тока и увеличением работы стартера;
- температура наружного воздуха негативно влияет на состояние батареи, понижая температуру электролита. Это явление понижает интенсивность зарядки, т.к. вязкость электролита большая, скорость диффузии маленькая, как и электропроводность.
За любой машиной нужен уход, который включает контроль износа генератора. Это необходимо для установления способности выдавать им номинальное значение тока для заряда батареи. Если этот фактор не контролировать, то уровня заряда АКБ может не хватить для запуска двигателя.
Экскаватор-погрузчик Tarsus-Elaz
Эксплуатация аккумулятора зимой предполагает тщательное отслеживание не только уровня его заряда, но и плотности электролита, а также зарядного напряжения. Все показатели должны быть в пределах нормы, тогда автомобиль никогда не подведет при запуске. Особенные требования к технике актуальны в любое время года, но зимой выпускать их из внимания крайне непредусмотрительно. Торговые точки готовы проверить все показатели бесплатно. Такое заключение дал специалист С.Маляров из «Резерва».
В зимнее время под постоянным контролем также должны находиться:
- уровень и плотность электролита, напряжение на клеммах. Допустимое значение напряжения – 12,7 В, если индикатор выдает цифру ниже нормы, то АКБ нужно зарядить. Плотность электролита должна быть выше 1,27 г/см3;
- провод «массы», который специалисты рекомендуют подключить напрямую к мотору. Это позволит снизить потери напряжения при запуске двигателя, т.к. току не нужно будет проходить по сложной схеме проводников, а просто сразу попадать «по адресу»;
- электрические потребители, т.к. при продолжительном простое техники они могут значительно понизить уровень заряда АКБ. При возможности лучше отключить аккумулятор, скинув одну клемму. Это гарантирует сохранность заряда на время стоянки;
- электрические потребители при заглушенном двигателе во время работы, т.к. они расходуют ток с батареи аккумулятора;
- ремень генератора, т.к. от его натяжения зависит отдача энергии генератора потребителям и батарее.
Наименование подогревателей | Граничная температура устойчивой эксплуатации дизельного двигателя | |||
-50С | -150С | -250С | -400С | |
Подогреватели фильтра тонкой очистки ПБ-101 | + | + | + | + |
Подогреватели проточные ПП-101 (102), ПП-201 (202) | + | + | + | |
Подогреватели для фильтров-сепараторов ПС-101 (102), ПС-201 (202) | + | + | + | + |
Насадки топливозаборников подогреваемые НТП-101 (102) или топливозаборники подогреваемые ТП-101 | + | |||
Насадки топливозаборников подогреваемые НТП-201 (202) или топливозаборники подогреваемые ТП-102, ТП-201 (202) | + | |||
Топливозаборники подогреваемые ТП-301 (302) | + | |||
Подогреватели гибкие ленточные ЭНГЛ-1 | + | + |
Вернуться к навигации
Запуск
Эксплуатация техники в зимний период несколько осложнена длительностью прогрева двигателя. Если машина стоит в теплом помещении, то при запуске нечего бояться. Она поведет себя практически также, как и летом. Но не всегда есть возможность воспользоваться такими условиями. Чаще всего техника остается на рабочей территории. Но и эта проблема решена в современных моделях. Здесь устанавливаются подогреватели, которые помогают двигателю набрать необходимую температуру гораздо быстрее.
Уборка снега на JCB 3CX
Еще одной часто обсуждаемой темой является необходимость подогревателя, особенно когда разговор касается подготовки техники к зимнему периоду. У него есть альтернатива в некотором роде, но не полноценный аналог. Это электрофакельное устройство, которое увеличивает температуру воздуха в цилиндрах. Недостатком «факела» является отсутствие подогрева охлаждающей жидкости и масла. Негативные последствия от применения такого устройства – быстрый износ элементов систем охлаждения и смазки. Подогреватель же начинает свою работу с прогревания масла.
Отходить от машины во время работы пускового подогревателя не рекомендуется во избежание возгорания или взрыва из-за перегрева двигателя.
Чтобы правильно подготовить спецтехнику к зиме, нужно определиться с производителем подогревателя, т.к. представленный ассортимент не ограничивается местными производителями, а включает и зарубежные модели.
Вернуться к навигации
Топливо
Как известно, в состав горючего входит парафин. Он способен скапливаться при понижении температуры тем самым засоряя фильтры. Больше всего подвержен такому воздействию фильтр для тщательной очистки. Усиливает эффект вязкость топлива. Как бороться с такой проблемой?
Использование локального подогревателя может решить поставленную задачу за несколько минут. Подогреватель в форме обоймы устанавливается снаружи непосредственно на фильтр. Он осуществляет прогрев горючего в самом фильтре, не давая парафину кристаллизоваться и затруднять работу системы очистки.
Чтобы подготовить спецтехнику к зиме нужно с такой же тщательностью подойти к защите топливной системы, как и ко всему вышеперечисленному. Подогреватели могут устанавливаться перед фильтром (проточные) и в других элементах системы. К ним относятся гибкие и стержневые (предназначены для фильтров-сепараторов). Кроме того, можно использовать специальные насадки и топливозаборники.
snabstroyteh.ru
Подготовка внедорожной техники к зиме
Помните старую добрую пословицу, которая рекомендует заботиться о санях летом, а о телеге — зимой? Этот совет актуален и в наши дни, хотя гужевой транспорт из обыденного средства передвижения превратился в способ развлечения. Покатался часок по полю, набил себе шишек на разных частях тела да еще и денежки заплатил за такое удовольствие. Хотя сейчас, конечно, вместо саней и телег активнее используются автомобили, о которых тоже нужно заботиться, особенно с приближением холодов.
Многие рыбаки и охотники обзавелись
Следует не только заменить летние шины на зимние с шипами или так называемой «липучкой». Предстоит выполнить и много других трудоемких процедур, причем браться за дело нужно сейчас. Дороги уже начали превращаться в труднопроходимые, а дальше ситуация продолжит меняться в худшую сторону…
По сути любая зимняя охота или рыбалка в отдаленных районах, куда приходится добираться на особой технике (гусеничной или колесной), — это всегда риск и большое приключение, которое оставляет в памяти массу эмоций. Порой даже сам процесс лова или добычи дичи дает меньше впечатлений, чем дорога до места назначения и обратно.
Самое частое явление, когда транспорт неожиданно застревает. Например, машина «ложится на брюхо», и все четыре колеса становятся почти не пригодными для передвижения, беспомощно крутятся в снегу или на не успевшей замерзнуть почве под ним. Иногда лопается или даже отрывается карданный вал. Такое недавно случилось с моим приятелем, который только успел выехать на «Ниве» на бездорожье.
В общем, всего, что может случиться, не перечислить. Поэтому подготовка к зимнему сезону, который по виду и ощущениям можно сравнить с передвижением по другой планете, должна проводиться обязательно. Особое внимание нужно обратить на автомобили российской сборки и сильно подержанный транспорт, поскольку они всегда в группе риска. Поездка в сильный мороз на такой технике, не прошедшей должной подготовки, может оказаться авантюрой.
Сохранение тепла
С чего начать? Давайте прикинем, что стоит сделать заранее в ожидании холодов. Не помешает настроиться на то, что зимой температура воздуха за окном может опуститься до 35 градусов (а то и больше) ниже нулевой отметки. Если в такой мороз наглухо застрять где-нибудь в пустынном месте, где даже костер разжечь не из чего, то и до трагедии недалеко.
Были случаи, когда охотники пытались согреться в салоне машины, но при этом не убедились… не забита ли выхлопная система. Последствия оказались весьма печальными… Так что, если вдруг застрянете где-то в холодную пору, вначале все проверьте и при необходимости очистите.
А уж потом запускайте мотор и грейтесь, но старайтесь не засыпать крепко. Ставьте на телефоне будильник, чтобы он периодически прерывал ваш сон, ведь заведенную машину нельзя надолго отставлять без контроля.
Если вы планируете совершать длительные поездки в холода, то обязательно в межсезонье проверьте печку в автомобиле. Она работает при заведенном двигателе и наличии тосола или антифриза в охладительной системе.
Затем нужно посмотреть на уровень охлаждающей жидкости в бачке. Если ее там мало, то не лишним будет выяснить почему. Скорее всего, причина тому — течь патрубков, помпы, радиатора, бачка с жидкостью или самой печки. Тогда при работе двигателя и включенного штатного обогревателя в салоне должен ощущаться посторонний запах, часто неприятный.
Все течи нужно устранить, при необходимости поставить новый бачок, подтянуть или заменить крепления патрубков. Если проблема связана с радиатором, печкой или помпой, то тут своими силами, скорее всего, не удастся справиться. Придется обращаться в сервисный центр или к знакомым механикам.
В любом случае в поездку не помешает взять как минимум литр охлаждающей жидкости про запас. Еще стоит помнить, что на сильном морозе материалы сужаются, следовательно, могут проявиться микропоры, которые летом не наблюдались.
Кроме работающей печки, есть и другие способы обеспечить зимой комфортные условия в салоне автомобиля. Проще всего взять теплые чехлы на кресла, лучше из натуральной шерсти. Возможно, оно будут смотреться грубовато. Зато, поверьте, в морозную погоду нижняя часть тела скажет вам «спасибо». Хотя, конечно, чехлы играют только вспомогательную роль, без хорошей печки они не помогут.
Запуск двигателя
Если в вашем внедорожнике мощный аккумулятор или даже два (сейчас спаренные батареи — не редкость), то можно еще до зимы прикупить электрический обогреватель мотора. Подключать его лучше у квалифицированного мастера. Тогда проблем с запуском двигателя в мороз возникнуть не должно совсем.
С одинарным простым аккумулятором, да еще видавшим виды, делать этого не советую. Можно его разом посадить, и тогда не заведется даже теплый «движок».
Есть обогреватели, которые работают от того же бензина. Однако они зачастую не предназначены для суровых сибирских условий, где и 40-градусные морозы — совсем не редкость, а скорее обыденность. В такой холод и обогреватели могут не запуститься.
Вспомнился один любопытный случай, который произошел со знакомым. Он поехал на зимнюю рыбалку на старенькой, повидавшей всякое «Ниве», и поджидал его неприятный сюрприз. До водоема добрался нормально, половил в свое удовольствие.
Надумал возвращаться… а машина ни в какую не пожелала заводиться! Мороз усиливался, а двигатель все не запускался. Только впустую крутился стартер, и с каждым его поворотом заряда аккумулятора становилось все меньше.
К счастью, у знакомого работал телефон, и рыбалка проходила в зоне действия сотовой сети. Удалось созвониться с приятелем, который дал смелый совет — слить тосол, нарубить дров и развести костер. Набрать в ведро воды или снега, нагреть на огне. Залить кипяток в систему через радиатор. Знакомый так и сделал, и… машина завелась, как и было положено, с первого оборота стартера.
Но это, конечно, актуально для стареньких русских внедорожников. С иномарками такие фокусы лучше не производить. Максимум, что можно сделать, — полить теплой водички (но не кипятка) на коллектор, если к нему есть доступ. И постараться при этом не брызгать на проводку или генератор. Но это стоит делать только в самой экстремальной ситуации. Ни в коем случае не нужно считать такой рецепт правилом на каждый день.
Бензин или солярка
Что еще важно? Конечно, учет расхода топлива. Зимой он увеличивается и иногда чуть не в два раза. Поэтому на всякий случай желательно взять с собой канистру с топливом. А то можно ненароком остановиться где-то посреди поля или леса с пустым баком, даже если вы по привычке едете по «знакомой местности».
Еще один интересный вопрос, но он скорее касается тех, кто не возится со своей внедорожной техникой для зимней рыбалки или охоты, а берет транспорт в аренду. Что лучше взять — машину с дизельным двигателем или бензиновым?
Обычная солярка, понятно, более дешева. Однако в сильный мороз запустить остывший мотор автомобиля, работающий на таком топливе, — большая удача. Так что лично я предпочел бы бензиновый двигатель, поскольку считаю его надежнее в этом плане. Зимой он заводится намного проще. Но, конечно, каждый автолюбитель выбирает сам…
В том случае, если за окном очень сильный мороз (свыше 40 градусов), а на охоту или рыбалку вы все же решили ехать, рекомендую обзавестись заранее специальными присадками, повышающими октановое число бензина, ну или хотя бы заливать 95-й вместо 92-го. Думаю, что шансы завести холодный мотор будут повыше.
Летом подобные эксперименты с топливом ни к чему. А вот зимой можно попробовать воспользоваться присадками. Лично я ощутил увеличение мощности и обратил внимание на снижение расхода горючего. Особенно это заметно в действительно дальних поездках — от 200 километров в одну сторону.
Когда зима уже окажется на пороге, желательно в теплом гараже поменять фильтр тонкой очистки. Как известно, в топливе может быть множество присадок и различных частичек, которые на морозе ведут себя не так, как при теплой погоде. Они могут формировать небольшие скопления, вполне способные нарушить нормальную подачу горючего в камеры сгорания или вовсе ее прекратить. Своевременное обновление фильтра должно избавить вас от такой проблемы.
Забота о моторе
При подготовке к зимнему сезону некоторые водителя стараются утеплить радиатор. Лучше использовать для этого что-нибудь негорючее и, желательно, легко снимаемое. В противном случае при движении по трассе наглухо закрытый радиатор может привести к перегреву двигателя.
Однако и переохлаждать мотор не надо. Если путь долгий, то он точно предполагает хотя бы 3-4 остановки, как правило, по часу или чуть более. За это время не укрытый двигатель будет быстро остывать. Некоторые автолюбители стремятся его «укутать» специальным одеялом, изготовленным из негорючего материала.
Производители указывают отрезок времени, в течение которого должно сохраняться тепло. Однако в реальных условиях этот показатель может быть меньше раза в два. Казалось бы, одеяло — простая мера подготовки, а может обеспечить до 5% экономии топлива и в несколько раз снизить нагрузку на двигатель, ведь, как известно, резкие перепады температур не сулят мотору ничего хорошего, сокращая его ресурс.
Перед путешествием не лишним будет вспомнить и о защите двигателя. Если летом еще можно было обойтись «бюджетным» пластиковым вариантом (пусть это и представляло опасность), то зимой самое время — сменить его на пусть и более дорогую, но и надежную металлическую «броню».
Не забывайте, что во время пути по вроде бы ровному полю или просто по участку вне трассы вам вполне могут попасться большая замерзшая кочка, прочный пенек или глубокая яма. Пластиковая защита в такой ситуации не спасет точно.
В век прогресса на внедорожную технику самой разной масти можно установить даже дополнительную «броню». Прикрыть рулевые тяги, коробку раздатки, мосты ну и, конечно, картер.
Хотя и такая мера предосторожности не обеспечивает стопроцентную защиту от тех неожиданностей, что могут скрываться под снежной «шубой». Поэтому, если вы хотите сохранить машину в целости, по незнакомым участкам местности передвигайтесь с разумной скоростью, не рискуйте попусту.
Элементы ходовой части
Серьезная процедура — проверка амортизаторов. По сути в любой внедорожной технике они берут на себя основной удар при движении по неровной местности. И если в них наблюдается течь, пусть даже и небольшая, — значит, срок эксплуатации данного амортизатора истекает. Зимой он может окончательно выйти из строя.
Будет особенно плохо, если это произойдет в разгар длительной поездки на рыбалку или охоту либо же на обратном пути. При появлении серьезных подозрений и сомнений рекомендуется ставить новый амортизатор. И запомните: их лучше менять в паре.
Пока возитесь с амортизаторами, оцените заодно руль на предмет люфта. Проверьте шаровые, разного рода пыльники. Осмотрите наконечники рулевых тяг. Убедитесь, что ничего не треснуло и не развалилось. Конечно, нужно проверить и тормозную систему. При необходимости поменять в ней жидкость.
Шины, естественно, перед долгим путешествием можно заменить на внедорожный вариант. После «переобувки» проверьте давление. А когда проедете с десяток километров, остановитесь и посмотрите — не ослабла ли затяжка всех болтов крепления колес. Про запаску, думаю, и отдельно упоминать не нужно. То, что она должна быть, — это уже «золотое правило». А если позволяет место, то желательно взять пару.
Несколько слов хочется сказать о внедорожной резине. У заядлых охотников и рыболовов обычно имеется два комплекта — с шипами и без них. Второй из этих вариантов подходит в том случае, когда основная часть пути пролегает по трассе. Первый больше соответствует маршрутам за пределами твердого асфальтового покрытия.
А что делать, если зимой используется «липучка»? Все просто — пора научиться правильно устанавливать на колеса противопробуксовочные цепи. Они понадобятся, если вам придется съехать с расчищенной и ухоженной трассы. По моему мнению, на гололеде и на целинной снежной дороге цепи «работают» даже лучше, чем шипы.
Завершающие штрихи
Машина довольно — сложная техника, особенно дорогой и тяжелый внедорожник. Автолюбители должны быть готовы к тому, что какой-то из элементов может неожиданно выйти из строя. Не нужно постоянно думать о плохом и мысленно готовиться к этому. Не исключено, что с неисправностью столкнетесь не вы, а встреченный на дороге бедолага. Если будет возможность, то постарайтесь выручить его.
Учитывая такую вероятность, запаситесь сухой и теплой одеждой. Возьмите любой топливный обогреватель: главное — чтобы он был безопасен. Кстати, носки и перчатки, если их хорошо разогреть и положить в термос, сохранят свою теплоту. Это не выдумка, проверено на личном опыте. Иногда очень помогает и придает сил простая замена мокрых перчаток, в которых руки уже замерзли, на сухие и теплые.
Перед поездкой не забудьте зарядить до максимума мобильный телефон. На всякий случай прихватите и запасной аккумулятор. Не помешает и шнур, позволяющий заряжать аппарат через «прикуриватель». Можно обзавестись и рацией. Возможно, она позволит связаться с ближайшими дальнобойщиками, а те уже передадут вашу просьбу о помощи дальше.
Хорошо, если в сотовом телефоне есть Интернет и карта местности со спутниковой навигацией. Продаются и GPS-маячки. Один из таких будет не лишним взять с собой в поездку, а дома на компьютере установить специальную программку, чтобы родные всегда знали, где вы находитесь.
Сергей Серый, Омская область
www.oir.su
Подготовка автомобиля к зиме | ТО и ТР автомобиля
Для надежной работы автомобилей зимой рекомендуется заблаговременно, до наступления морозов, проинструктировать водителей и обслуживающий автомобили персонал об особенностях эксплуатации автомобилей зимой, провести техническое обслуживание и оборудовать автомобили дополнительными средствами утепления и обогрева. Сложные климатические и дорожные условия, большая протяженность рейсов, трудности в устранении возникших в пути технических неисправностей и буксировки отказавших в работе автомобилей требуют отличного технического состояния подвижного состава, предназначенного к эксплуатации.
Оно достигается в результате следующих мероприятий:
- очередных операций технического обслуживания
- сезонного обслуживания
- текущих ремонтов
- оборудования автомобилей дополнительными средствами утепления, обогрева
- увеличения количества приборов наружного освещения
- укомплектования индивидуальным набором запасных частей, дорожного инструмента и буксирным устройством
До последнего времени техническое состояние узлов и агрегатов автомобилей оценивалось весьма субъективно по динамическим и тяговым качествам, эффективности торможения, управляемости, легкости пуска двигателя, по величинам расхода топлива, масла, а также путем применения незначительной номенклатуры контрольно-проверочных и измерительных приборов и специального оборудования.
В последние годы для определения технического состояния деталей и узлов автомобиля без их разборки применяется метод диагностики. В отдельных автотранспортных предприятиях страны созданы и оборудованы посты или станции диагностики технического состояния автомобиля.
Их целесообразно располагать вне зоны технического обслуживания автомобилей так, чтобы иметь возможность производить объективную оценку технического состояния агрегатов и механизмов автомобилей при возвращении из рейса перед направлением их на техническое обслуживание ТО-1 и особенно ТО-2.
Периодичность технического обслуживания в условиях Севера составляет для ТО-1 1000— 1200 км, для ТО-2 5000—6000 км. На постах диагностики определяют техническое состояние двигателя, механизма сцепления, коробки передач и раздаточной коробки, карданных валов, главной передачи ведущих мостов, положение управляемых колес, рулевых тяг, тормозной системы, деталей подвески, шин и системы электрического оборудования, а также исправность установленных на автомобиле контрольноизмерительных приборов.
Метод безразборной диагностики в 4—5 раз сокращает затрату времени, обеспечивает качественную проверку механизмов, связанных с безопасностью движения (рулевого управления, управляемых колес, тормозов и др.).
По своему характеру контрольно-проверочные работы, выполняемые на станции диагностики, делятся на две группы:
- статические, т. е. выполняемые на специальном посту с использованием определенной контрольно-проверочной и измерительной аппаратуры
- динамические, выполняемые на тормозных стендах
На панелях пульта управления стенда размещены:
- газовый счетчик, определяющий количество газов, прорвавшихся из цилиндров двигателя в картер
- прибор К-19, определяющий состояние цилиндро-поршневой группы
- вакуумметр для определения разрежения во впускном трубопроводе двигателя
- электронный осциллограф для проверки работы приборов зажигания карбюраторных двигателей
- электрогазовый анализатор для определения состава отработавших газов
- электрический термометр для определения температуры жидкости в системе охлаждения
- электрический термометр для определения наружной температуры блока или головки цилиндров
- манометры
- и др.
Количество установленных на панелях пульта управления переносных приборов для определения технического состояния механизмов автомобиля определяется задачами данной станции диагностики, типажом автомобилей, подвергающихся проверке, и отводимым на проверку одного автомобиля временем.
Учитывая, что диагностика входит в систему технического обслуживания, а следовательно, и в подготовку автомобилей к зимней эксплуатации, ее необходимо производить непосредственно перед техническим обслуживанием, т. е. после выполнения моечно-уборочных операций.
В зависимости от технического состояния, количества подвижного состава и условий его работы проведение технического обслуживания и подготовка автомобилей к зимней эксплуатации должны быть организованы по специально составленному плану.
При агрегатно-постовом методе ТО-2 и дополнительные работы по подготовке к зиме выполняются не сразу в полном объеме, а в несколько заездов автомобиля в пункт технического обслуживания, причем в каждый из заездов обслуживаются только определенные узлы и агрегаты.
При агрегатно-постовом методе также организуются специализированные по видам выполняемых работ посты с закрепленным за ним квалифицированным персоналом, что имеет те же преимущества, что и ремонт на поточной линии.
Подготовку автомобилей к зимней эксплуатации, совмещенную с ТО при поточном методе, выполняют в строгой последовательности на специализированных постах, оснащенных необходимым оборудованием.
Операции группируют по их трудоемкости с таким расчетом, чтобы продолжительность простоя автомобилей на каждом посту была бы по возможности одинаковой.
Преимущество данного метода подготовки автомобиля к зимней эксплуатации состоит в том, что расчленение объема работ на ряд комплексных операций позволяет наиболее эффективно использовать имеющееся современное гаражное оборудование, механизировать трудоемкие процессы и операции, используя ремонтных рабочих низкой квалификации без ущерба качеству выполняемых работ.
При подготовке автомобилей к зимней эксплуатации поточным методом рекомендуется обслуживать в первую очередь исправные и требующие текущего рейонта в малом объеме автомобили. Автомобили, требующие значительного текущего ремонта, нужно направлять в мастерские, и только после устранения неисправностей — на поточную линию для сезонного обслуживания и подготовки, к зиме.
Если автотранспортное предприятие имеет автомобили разных марок, то для ритмичной работы поточной линии рекомендуется одновременно загружать ее автомобилями одной марки. Дизельные автомобили рекомендуется обслуживать отдельно от автомобилей с карбюраторными двигателями.
Автомобильные поезда подвергаются обслуживанию по особому графику. Время на обслуживание и подготовку поезда должно быть увеличено на 30—40%. При этом не нарушается ни установленная ритмичность обслуживания автомобилей на поточной линии, ни технологическая последовательность выполнения основных операций.
Метод использования специализированных бригад или организации тупиковых постов наиболее приемлем при подготовке и обслуживании автомобилей большой грузоподъемности (КрАЗ-219, МАЗ-500, МАЗ-525 и др.) и в тех случаях, когда нет условий для обслуживания автомобилей поточным методом.
Состав бригад может быть изменен в зависимости от объемов обязательных и дополнительных работ, от технического состояния и марок автомобилей, от климатических условий эксплуатации автомобилей.
Водители также участвуют в подготовке автомобилей к зимней эксплуатации. Частично выполняя необходимые работы, они контролируют качество технического обслуживания, выполняемого ремонтными рабочими.
Совмещенное техническое обслуживание обычно проводится в автотранспортных предприятиях северо-восточных районов в сентябре при подготовке автомобилей к осенне-зимнему периоду эксплуатации.
ustroistvo-avtomobilya.ru
Подготовка техники к зимним условиям эксплуатации.
30 октября 2007
С наступлением холодов, в процессе эксплуатации погрузчиков возникают определенные особенности. Как готова техника к зимнему периоду, и какие стоят задачи перед эксплуатирующими организациями. Постараемся кратко ответить на этот вопросы подготовки к зимнему периоду и обслуживания погрузчиков.
Причины особой подготовки.
Зимой, в условиях температур ниже 10-20̊ С ухудшается запуск двигателя погрузчика. Причины этому различны для разных типов двигателей
Для бензиновых двигателей главной причиной является более низкая испаряемость бензина, вследствие этого рабочая смесь в цилиндрах плохо воспламеняется.
Для дизельных двигателей более вязкое, из-за низкой температуры топливо, хуже распыляется через форсунку, а распыленное тут же «оседает» в виде росы на стенках камеры сгорания. Испарение его со стенок затруднено вследствие низкой температуры. Стылый воздух, поступая в цилиндры, только усугубляет положение, а ведь его температура в конце сжатия должна быть выше температуры самовоспламенения дизельного топлива.
Сюда следует добавить и загустевшее масло, возросшее сопротивление которого приходится преодолевать при пуске. Стартер и аккумулятор должны развивать мощность, достаточную для того, чтобы заставить коленчатый вал «толкать» поршни с большой частотой, а дизельное топливо не должно превращаться в «кисель» и кристаллизоваться при низких температурах.
Что предлагает завод изготовитель.
Погрузчики TOYOTA, поставляемые на российский рынок официальными представителями, уже адаптированными к эксплуатации в условиях низких температур. На технику с завода устанавливают:
— Аккумулятор повышенной емкости
— Генератор повышенной мощности
— Емкости погрузчиков заправлены рабочими жидкостями и смазочными материалами, рассчитанными на низкие температуры.
Система подачи рабочей смеси на бензиновых двигателях рассчитана на низкотемпературный запуск двигателя.
В систему запуска дизельного двигателя введены свечи накаливания, которые осуществляют подогрев рабочей смеси перед пуском.
С чего начать подготовку к зимним условиям эксплуатации и как правильно эксплуатировать технику зимой.
До наступления холодов следует провести техническое обслуживание погрузчика с заменой смазочных материалов и рабочих жидкостей автопогрузчика на зимнюю спецификацию. Это целесообразно, даже если в двигателе находится всесезонное масло, залитое где-то в середине лета.
В системе питания топливом следует слить отстой из фильтра и топливного бака.
Если дизель летом работал с «дымком», есть смысл проверить и при необходимости отрегулировать угол опережения впрыска топлива. Сбой этого параметра может сильно затруднить запуск холодного мотора. Самостоятельно регулировать угол впрыска не следует, при отсутствии опыта, — лучше обратиться к специалистам.
Залитая в системе охлаждения жидкость должна быть соответствующей плотности. При замене охлаждающей жидкости важно помнить, что нельзя смешивать холодоустойчивые виды охлаждающей жидкости с другими видами.
Известно, что емкость аккумуляторной батареи зависит от температуры: при низкой температуре емкость аккумулятора снижается. Если же аккумулятор недостаточно заряжен, электролит в нем может замерзнуть. Чтобы избежать замерзания, необходимо следить, чтобы зарядка всегда была выше 75%.
Обязательно нужно проверить уровень электролита.
Особое внимание следует уделять выводным клеммам АКБ и стартера, а также наконечникам проводов, которые обязательно нужно очистить от окисления.
Данные услуги оказываются отделом сервиса ООО «Предприятие «Стройкомплект».
Во время проведения ежедневного обследования перед, началом эксплуатации погрузчика, мы рекомендуем нашим клиентам после пуска и прогрева двигателя до рабочей температуры сделать несколько холостых подъемов грузовой мачты вверх-вниз, произвести холостую операцию наклона мачты от себя — на себя. Так же советуем задействовать гидроцилиндр гидроусилителя руля при помощи рулевого колеса. Этими действиями вы прогреете рабочую жидкость погрузчика. Прогрев систем погрузчика позволит сэкономить ресурс оборудования.
Большое внимание зимой нужно уделить топливу, особенно дизельному.
Стандартом установлены три его основные марки. Самое распространенное — летнее (Л), диапазон его применения — от О оС и выше. Зимнее дизельное топливо (3) применяют при отрицательных температурах воздуха (до —30 оС). При более низких температурах следует использовать арктическое (А) дизтопливо. Отличительной чертой дизельного топлива является температура его помутнения. Фактически это температура, при которой начинают кристаллизоваться парафины, содержащиеся в солярке. Она действительно мутнеет, а при дальнейшем снижении температуры становится похожей на кисель или застывший жирный суп. Мельчайшие кристаллики парафина забивают поры топливных фильтров и предохранительных сеточек, оседают в каналах трубопроводов и парализуют работу двигателя. Для летнего топлива температура помутнения равна — 5 °С, а для зимнего составляет—25С.
Также при работе погрузчиков на открытых заснеженных площадках мы рекомендуем клиентам приобрести специальные цепи противоскольжения.
www.skl.ru
Подготовка грузовика к зиме – Основные средства
Д. Полянский
Зима не прощает халатности, это известно опытным водителям, а неопытный быстро усвоит этот постулат, испытав на себе тяготы хотя бы одной незапланированной ночевки на зимней трассе. Тем не менее в преддверии очередного холодного сезона мы решили напомнить о некоторых особенностях подготовки грузовика к зиме, воспользовавшись опытом сибирских дальнобойщиков.
Новая техника
Новый грузовик европейского производства к российской зиме готов практически на 100%. Если вы обладатель такой техники, то вам можно лишь позавидовать, ведь вся техника, поступающая на наш рынок по официальным каналам, уже адаптирована к суровым условиям эксплуатации в России. Например, грузовики марки Scania, поскольку климат Швеции мало чем отличается от российского – те же снега, те же холода, поставляются на российский рынок с электроподогревателями топлива и автономными отопителями кабины. Это включено в базовую комплектацию. Кабины грузовиков также максимально утеплены. От попадания воды в топливную систему двигатели Scania защищены двумя фильтрами. Кузова самосвалов укомплектованы системой подогрева отработавшими газами производства ведущей голландской компании Hiva.
Не уступает конкуренту и немецкий MAN. Кстати, в сервисной программе MAN есть услуга, которая так и называется – «зимний сервис». Опытному водителю грузовика немецкие инженеры, авторы этого документа, ничего нового не сообщат. Вся так называемая «зимняя подготовка» заключается в замере плотности электролита в АКБ, проверке работы электрофакельного устройства облегчения пуска двигателя и работоспособности дополнительного обогревательного оборудования. И, как отмечают владельцы MAN TGA, для новой машины этого вполне достаточно, чтобы она исправно работала всю зиму в любой мороз, поскольку изготовитель предусмотрел возможность эксплуатации техники без специальной подготовки и доработки до –35 °С.
Прочие сервисные операции у MAN, Scania, Volvo и других европейских производителей привязаны к пробегу и к смене сезона не имеют отношения. Официальные дилеры этих компаний в один голос заявляют, что залогом надежной эксплуатации техники зимой является своевременное техобслуживание в сертифицированном сервис-центре. Если водитель дисциплинирован и регулярно проводит регламентные работы, никакого дополнительного обслуживания не потребуется. Достаточно установить утеплители на радиатор и интеркулер (промежуточный охладитель наддувочного воздуха).
Техника second-hand
Несмотря на довольно быстрые темпы обновления автомобильных парков в стране, основу подвижного состава у строителей и грузоперевозчиков составляют подержанные автомобили. Довольно популярными в последние годы стали американские тягачи, их эксплуатируют как с самосвальными полуприцепами на транспортировке сыпучих материалов, так и с обычными полуприцепами-фургонами на дальних рейсах. Обычно это техника с довольно большим пробегом. Этой категории владельцев следует более внимательно отнестись к зимним подготовительным работам. Вообще американская техника считается достаточно морозостойкой. Впрочем, все зависит от того, в каком регионе до этого «жил и работал» ваш Freightliner или International.
Опытные пользователи уверяют, что меньше всего проблем их владельцам доставляют тягачи, поступившие из Северных штатов и из Канады: они отлично выдерживают сибирскую зиму, поскольку им не привыкать к таким условиям. При покупке отличить «северную» машину от «южной» можно по наличию предпускового подогревателя двигателя, работающего от электросети 220 В. Кстати, таких «американцев» в Сибири ценят очень высоко в первую очередь за то, что их топливная система намного лучше защищена от мороза, чем на европейских автомобилях.
На подготовленных американских грузовиках, даже без подогревателя дизтоплива, при работающем двигателе солярка никогда не перемерзнет в топливопроводах, а «европеец» без специального фильтра с подогревом может и «замерзнуть». Дело в том, что на американских тягачах установлены фильтры с нагревательными элементами, работающими на электричестве от аккумулятора. В процессе работы двигателя топливо постоянно подогревается, но все же для подстраховки специалисты советуют установить предпусковой подогреватель дизтоплива. Выпадение парафина из отечественной солярки – головная боль дальнобойщиков. Кристаллы парафина могут наглухо закупорить фильтр и топливопровод. Как результат – падение мощности или полная остановка двигателя. Для кардинального решения этой проблемы советуют использовать нагреватели-теплообменники жидкостного типа, а еще лучше электрические, но с одним условием – они должны быть смонтированы до фильтрующего элемента. Безусловно, обязательное условие для стабильного запуска двигателя и устойчивой работы в зимнее время это исправность топливной системы. Многие владельцы подержанной техники не отдают себе отчета в том, что не отрегулированный или изношенный дизель даже при умеренных холодах заводится крайне неохотно. Впрочем, не всегда в проблемах с запуском двигателя виноват сам агрегат. Зачастую источник неисправности – дизельное топливо. В межсезонье «нарваться» на летнюю солярку очень просто, и обезопасить себя от «сюрпризов» российского топливного рынка владельцы подержанной техники могут с помощью дополнительных фильтров c подогревом, например Separ.
Сушите воздух
Осушитель воздуха в тормозной системе грузовика – еще одна актуальная проблема. Сжимаемый компрессором воздух через змеевик-охладитель подается на фильтр-сепаратор для удаления избыточной влаги. В морозы не удаленная влага замерзает в трубопроводах и лед препятствует прохождению воздуха. Поэтому проверка влагоотделителя в пневмосистеме и удаление конденсата – это одна из первоочередных работ, ее необходимо проводить еще до наступления первых холодов. А если похолодание застало вас в пути, удалить конденсат надо прямо на трассе, иначе с первыми холодами машина попросту встанет колом, так как воздух перестанет поступать в энергоаккумуляторы и тормоза заклинит. Если фильтроэлемент в осушителе старый, то лучше всего не только удалить влагу из системы, но и заменить сам фильтр. Перед длительной стоянкой также рекомендуется проверять, не заполнен ли осушитель конденсатом, и накачать «под завязку» ресиверы пневмосистемы машины.
Аккумулятор и электрооборудование
Обслуживание аккумулятора – занятие несложное. Саму АКБ и клеммы надо обязательно очистить от пыли и грязи. Даже в автомобиле очень аккуратного водителя в местах контакта клемм с выводами аккумулятора со временем образуется окисная пленка, создающая дополнительное сопротивление току, необходимому при пуске холодного двигателя. Летом, когда пусковой ток не столь велик, наличие пленки почти не сказывается на работе стартера. При холодном пуске ток, проходя через клеммы, сильно возрастает, а пленка его ограничивает. Один-два неудачных пуска – и аккумулятор на морозе разрядится.
Большинство современных АКБ необслуживаемые, в них сложно проверить плотность электролита. Для контроля таких аккумуляторов напряжение следует измерять любым вольтметром не ранее чем через 8 часов после останова двигателя. Лучше это делать утром, после ночной стоянки. АКБ считается исправной и заряженной полностью, если на ее клеммах (при выключенном зажигании) напряжение не меньше 12,7…12,9 В при +20 °С; 12,8…13,0 В при –5…+5 °С и 12,9…13,1 В при –10…–5 °С. Кстати, на машинах с последовательно подключаемыми 24-вольтовыми АКБ их заряд происходит неравномерно. Один аккумулятор постоянно перезаряжается, а другой, наоборот, недозаряжается. Из-за этого порой малосведущие водители меняют «неисправный» недозаряжающийся аккумулятор на новый, тогда как на самом деле достаточно время от времени менять аккумуляторы местами.
Интеркулер
Замерзание промежуточного охладителя наддувочного воздуха – проблема хорошо известная. Здесь, как и в тормозной системе, во всем виноват конденсат. Чтобы он замерз, вовсе необязательно надолго глушить двигатель. Конденсат может замерзнуть даже при длительной работе двигателя на малых оборотах (в пробке, в очереди на границе и т. п.). Определить проблему до останова двигателя можно по характерному белому дыму из выхлопной трубы. При температуре окружающей среды от 0 до −10 °С рачительные водители на треть закрывают нижнюю часть интеркулера матерчатым экраном. У новых автомобилей такой экран входит в базовую комплектацию. Если фирменного чехла нет, можно воспользоваться любым воздухо- и влагонепроницаемым материалом. Для этой цели подойдет брезент, линолеум, пластик или что-то аналогичное. При морозах ниже −15 °С надо закрывать уже больше половины высоты интеркулера. Однако при увеличении температуры двигателя за отметку +90 °С шторку для интеркулера можно сделать поменьше.
А что делать, если конденсат уже образовался в большом количестве и поступает в цилиндры? В этом случае рекомендуется продуть интеркулер, отсоединив патрубок между интеркулером и впускным коллектором и дав двигателю поработать на повышенных оборотах несколько секунд.
Возможно, кому-то наши советы покажутся прописной истиной. Тем не менее, как считают работники сервис-центров, некоторым владельцам лишнее напоминание не повредит. Опытных и заботливых водителей год от года становится меньше. Печально и то, что наряду с распространением надежной высокопроизводительной техники среди водителей и операторов начинает формироваться неверное мнение, будто на импортной технике можно работать, не заглядывая под капот. Расплачиваются за такую беззаботность владельцы техники. И будет вовсе не лишним, если вы покажете эту статью своим сотрудникам.
os1.ru
Подготовка дополнительного оборудования к зиме
Гидравлический домкрат, помимо обычных работ, в зимних условиях может быть использован для вытаскивания застрявших в снегу или буксующих автомобилей.
При эксплуатации в районах с очень низкими температурами воздуха домкраты рекомендуется заправлять чистым профильтрованным трансформаторным маслом, полностью очищенным от воды и механических примесей, так как даже незначительное содержание в нем воды может привести к образованию ледяных пробок и отказу в работе.
Зимой гидравлические домкраты при перевозке на автомобиле желательно располагать по возможности в подогреваемом месте, т. е. в кабине или под капотом двигателя, при этом домкрат нужно хранить в вертикальном положении. После продолжительного пребывания домкрата на морозе перед использованием его необходимо предварительно подогреть, для чего рекомендуется положить его на 15—20 мин на выпускном трубопроводе двигателя. После разогрева прокачивают рабочую жидкость без нагрузки, после чего разрешается использовать домкрат под нагрузкой.
При подготовке лебедки автомобиля к зимней работе проверяют состояние, исправность всех деталей и очищают трос от загрязнений. Если зазор в подшипниках вала червяка увеличен, необходимо при помощи болтов крепления крышек подшипников устранить осевой зазор. Если этого сделать нельзя, то подшипники регулируют при помощи прокладок. При этом необходимо, чтобы общее число лрокладок под задней и передней крышками по окончании регулировки было одинаковое.
Вал барабана с червячным колесом в сборе после выполнения регулировочных работ должен достаточно свободно вращаться, а осевой зазор не должен превышать 0,1 мм при замере его между торцами редуктора и торцом опорной шайбы.
Картер редуктора лебедки заправляют до требуемого уровня низкотемпературной смазкой МГ-16п, МГ-14п.
После завершения всех основных работ по подготовке автомобиля и его прицепа к зимней эксплуатации в зависимости от назначения автомобиля выполняют — следующие дополнительные работы: полную или частичную его покраску; оборудование автомобиля дополнительными емкостями (баками, бочками) для увеличения запаса топлива; оборудование автомобиля и прицепа дополнительным наружным и внутренним освещением.
Рекомендуется также до наступления морозов проверить исправность средств повышения проходимости (цепей противоскольжения, устройств для самовытаскивания и буксировки) и укомплектовать ими автомобили, а также обеспечить их дорожными инструментами (лопатами, пилами, топорами, ломами) и запасными частями.
ustroistvo-avtomobilya.ru