Лапта правила: Правила игры «Русская лапта» | FK12.ru

Правила игры «Русская лапта» | FK12.ru

Это — старинная русская игра. Происхождение названия ее с точностью не установлено. Одни авторы (например, М. Литвинова) утверждают, что оно произошло от названия палки, которой бьют по мячу. Она несколько похода на лопату и называется «лаптой». Другие (например, Н. Клусов) уверяют, что слово «лапта» — древнеславянского происхождения и означает «мяч».

В игре участвуют школьники, молодежь и взрослые. Число их — от 10 до 30 человек. Лучшее место для игры в лапту — просторная лужайка или другое ровное обширное место.

На одной стороне площадки проводится черта «города», на противоположной стороне, на расстоянии 40-80 шагов от первой черты, — черта «дома». Если играют на травянистой площадке (лужайке), линии «города» и «дома» можно отметить флажками или другими предметами. Пространство между «городом» и «домом» называется «полем». Для игры требуется лапта — круглая палка длиной 70-80 см и толщиной 3-3,5 см. С одного конца ее немного стесывают, чтобы легче было держать в руке, другой конец делают лопатообразным, т.  е. слегка срезая с одной стороны. Мяч лучше использовать теннисный.

Играющие выбирают двух капитанов («маток» — так часто их называют в этой игре) и делятся на две равные команды. Затем жребием определяют, какой команде играть в «поле», а какой — в «городе». Игроки первой команды произвольно располагаются в «поле» лицом к черте «города». Другая команда становится в «городе» в специально отведенном месте, называемом площадкой очередности.

Капитан команды, находящейся в «городе», берет лапту с мячом и устанавливает очередь между своими игроками для отбивания мяча. Капитан команды «поля» посылает одного из своих игроков к противникам для подачи мяча. Первый по очереди игрок команды «города» берет лапту и встает у линии на месте метальщика. Подавальщик получает мяч и с места подающего подбрасывает его, а первый игрок «города» отбивает его лаптой как можно дальше в «поле». Если удар по мячу был хороший, то метальщик бежит через «поле» до «дома» и обратно. Если же удар был слабый и мяч упал неподалеку, метальщик остается в «пригороде» и ждет следующего хорошего удара, после чего бежит.  

Игроки «поля» стараются поймать мяч в воздухе или, схватив его с земли, запятнать им перебегающих. Если кому-либо из игроков «поля» удается поймать мяч с лету, то его команда идет играть в «город», а другая команда переходит в «поле». Если же игрокам «поля» удается осалить мячом кого-либо из перебегающих, то все они сразу бегут в «город», а игроки из команды противника быстро бегут в «поле» и стараются «отсалиться», т. е. попасть мячом в кого-либо из игроков, не успевших убежать в «город». Если им это удается, то они снова бегут как можно быстрее в «город», а команда оттуда бежит в «поле и также стремится «отсалиться». Таким образом, происходит борьба за овладение «городом».

Когда в «городе» утвердится «неосаленная» команда, игра возобновляется. Побеждает команда, сумевшая продержаться в «городе» дольше другой за все время игры. Можно присуждать победу и по-другому: каждый игрок «города», пробежавший до «дома» и обратно, зарабатывает очко. В конце подсчитывается, у какой команды больше очков.

Правила

  1. Метальщики отбивают мяч в «поле» по очереди, установленной капитаном.
  2. Каждый игрок может бить по мячу только один раз, независимо от того, попал он или промахнулся. Право на следующий удар он получает после того, как сбегает «домой» и вернется в «город» «неосаленным». Вернувшись, он занимает очередь за последним игроком «города», не пробившим по мячу.
  3. Капитан может бить по мячу подряд три раза, он имеет право бежать после любого своего удара.
  4. Перебегающий после удара игрок должен оставить лапту в «городе», в противном случае он обязан вернуться назад до лини «города» и бежать снова.
  5. Если после удачного удара перебегающий выбежал из «города» или «дома», он обязательно должен совершить перебежку до конца лини «города» или «дома» без возврата назад.
  6. После сильного хорошего удара перебегать можно сразу нескольким игрокам.
  7. Подавальщик имеет право «салить» мячом перебегающих игроков, как и игроки, находящиеся в «поле».
  8. Подавальщик должен подбрасывать мяч так, чтобы по нему было удобно бить, иначе он должен повторить подбрасывание. Если подавальщик три раза подряд неудачно подбросит мяч, его заменяют и отправляют в «поле».
  9. Перебегающий, добежав до «дома», может оставаться там и ждать более удачного удара, чтобы начать обратную перебежку. Если он останется «неосаленным», команда получает очко.

Русская лапта: правила игры — Логинов Алексей — LiveJournal

В проведении первого этапа круглогодичного общегородского Кубка дворовых видов спорта по русской лапте столкнулись с тем, что мало кто сейчас в Липецке знает суть и правила этой игры. Фото игры можно посмотреть здесь, а правила публикую ниже.

Лапта – командная народная русская игра со специальной битой и мячом. С одной стороны – игроки должны подавать мяч, направляя его на достаточно дальнее расстояние, и пока он летит пробежать через игровую площадку и вернутся обратно, с другой – представители второй команды должны попытаться поймать летящий мяч и запустить им в противника.

Для игры в русскую лапту привлекаются две команды. Проходит она на открытой площадке, в естественных условиях. Главная задача русской лапты – ударом, который производится лаптой, отбить мяч, подбрасываемый представителем команды соперников, и направить его как можно дальше. Одновременно нужно выполнить пробежку в обе стороны (туда и обратно), не позволяя представителю противоположной команды «осалить» пойманным мячом. Каждая удачная пробежка приносит участникам баллы. Выигрывают те, кто за условный период времени наберет наибольшее количество очков. Русская лапта имеет немало родственных игр по всему миру – это американский бейсбол, финляндский песаполо, румынская ойна, а также крикет.

История русской лапты начинается очень давно: упоминания о ней встречаются даже в памятках древнерусской письменности, а биты и мячи для игры были найдены при раскопках в Новгороде в слоях, относящихся к 14 столетию.

Во времена правления Петра Великого русскую лапту использовали в качестве действенного средства для физической подготовки солдат некоторых подразделений и полков – Шевардинского, Преображенского, Семеновского, например.

В дореволюционный период русская лапта применялась как метод активного отдыха и досуга, как способ физвоспитания детей и молодежи. Причем играли в русскую лапту и взрослые, и дети. При Подвойском (комиссар просвещения) она была распространена среди бойцов-красноармейцев – тоже как эффективное средство для поддержания физической подготовки.

Официальные состязания по русской лапте начали проводиться в 50/60-ых годах ХХ столетия. Затем первенства на некоторое время были прерваны. Но, начиная с 1986-го, когда было утверждено Постановление Государственного спортивного комитета тогдашней СССР о развитии русской лапты, софтбола и бейсбола, игра вновь приобрела популярность. Результатом стало возобновление всероссийских соревнований и турниров.

Затем в 1996-ом возникла межрегиональная федерация лапты. В 2003-ем эта структура получила новый официальный статус – Федерации русской лапты, которая стала общественной всероссийской физкультурно-спортивной организацией, объединяющей 46 отделений по регионам России. Кроме того, сейчас лапта официально признана видом спорта и включена в Единую российскую спортклассификацию.

В настоящее время ее активно продвигают в 45 субъектах федерации. Устраиваются разного уровня первенства, кубки и чемпионаты по русской лапте среди представителей самых различных возрастных категорий. В большом количестве городов, в периферийных районах и сельских субъектах РФ сегодня действуют отделения ДЮСШ по русской лапте. Наибольшую популярность русская лапта получила в Свердловском, Амурском, Тульском, Челябинском, Томском, Новгородском, Воронежском регионах и в Башкортостане, где имеется отличная научно-методическая и спортивная база для обучения игре в русскую лапту.

КЛАССИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА ЛАПТЫ

ВВЕДЕНИЕ
В лапту играют две команды, каждая из которых состоит из пяти человек. Одна команда находится в поле, она является защищающейся, вторая – на линии города, она атакующая. Задача игроков атакующей команды, после выполненного удара битой по мячу, постараться перебежать через поле. Задача защищающейся команды – подобрать или поймать мяч и попасть им (осалить) игроков атаки, находящихся в поле. Игрок атаки, совершивший перебежку через все поле и вернувшийся назад, приносит своей команде 2 очка. Игрок защиты, поймавший мяч с лета, приносит своей команде 1 очко. Игра длится четыре тайма по 15 минут. Победителем является та команда, которая наберет больше очков.

ПЛОЩАДКА
Игровая площадка представляет собой прямоугольную площадку. Размеры площадки, в зависимости от ранга соревнований и условий проведения соревнований составляют: ширина – 15-55 м, длина – 25-40 м. Размеры измеряются по внешней линии, ограничивающей поле.
Комментарий. Соревнования могут проходить на площадке с искусственным покрытием, так и на травяном или земляном покрытии. По боковым линиям должно быть свободное пространство 3 метра, с торцевой линии и линии города – 5 метров. Если игра проходит в зале, освещение должно быть достаточным и равномерным.

ШТРАФНАЯ ЗОНА
В штрафную зону входит шестиметровое пространство от линии Города, она служит для определения правильности удара и выноса мяча за линию Города.
Комментарий. Удар считается не действительным, если мяч по воздуху не пересек линию штрафной зоны. Во время выноса мяча за линию Города в штрафной зоне должно находится не более одного игрока защиты. Судьям не подавать сигнал на право удара, пока игрок защиты не выйдет из штрафной зоны.

ПЛОЩАДКА ПОДАЮЩЕГО
Находится в центре лицевой линии, ограничивается двумя линиями на ширине 3 метра и длиною 1 метр.

ЗОНЫ СКАМЕЙКИ КОМАНД
Зоны скамейки команд находятся вдоль лицевой линии по обеим сторонам штрафной площадки. Скамейки должны быть рассчитаны на 10 человек для каждой команды.

КОМАНДЫ
Каждая команда состоит не более чем из 8 игроков и тренера. Один из игроков является капитаном. Состав команды перед началом игры не может иметь менее пяти участников. Во время игры команды в защите на площадке должно находиться пять игроков. Во время игры в нападении игроки не имеющие право на атаку, находятся на скамейке.

КАПИТАН
Каждая команда должна иметь своего капитана. Когда возникает необходимость, капитан является представителем своей команды на площадке. Он может обращаться к судье по вопросам, связанным с толкованием Правил или для получения необходимой информации, по окончании игрового момента. Это он должен делать в корректной форме. Если по какой-то причине капитан заканчивает игру, он предупреждает об этом судью и назначает одного из игроков выполнять его обязанности и передает ему повязку.

ТРЕНЕР КОМАНДЫ
Каждая команда должна иметь тренера. Тренер несет всю ответственность за свою команду и является руководителем по всем вопросам. За 15 мин до начала игры он должен заполнить протокол игры. Он имеет право объявить судей о замене, о таймауте, обратиться к судье по каким-то разъяснительным вопросам, но только по окончании игрового момента. Тренер может иметь помощника, но об этом он должен заранее сделать запись об этом в протоколе. Помощник тренера может обращаться к судьям только в том случае, когда тренер по каким-либо причинам покинул игру. Обязанности тренера может выполнять капитан команды.

 СУДЕЙСКАЯ БРИГАДА
 На одну игру назначаются судейские бригады в составе: ст.судья, судья на линии, секретарь.

СТАРШИЙ СУДЬЯ
Старший судья должен проверить и утвердить место проведения игры, проверить форму и снаряжение команд, при необходимости проводит предигровую жеребьевку, выводит на игру команды, принимает решения по всем вопросам по ходу игры. В случае возникновения спорных вопросов принимает решение, дает команду на начало и окончание игры, дает свисток на остановку игрового момента и возобновления игры, проверяет протокол, утверждает счет. Подтверждает или аннулирует решение линейных судей.

ЛИНЕЙНЫЙ СУДЬЯ
Линейный судья контролирует ход игры и жестами указывает на те или иные действия игроков старшему судье и игрокам, подписывает протокол.

СЕКРЕТАРЬ
Секретарь проверяет правильность заполнения протокола до начала матча. Ведет протокол во время игры, следит за заменами, общим временем, подсказывает ст. судье о выходе мяча в аут и правильности набранных очков, регистрирует использованные минутные перерывы, подписывает протокол и передает его гл.судье соревнований.

ИГРОВОЕ ВРЕМЯ
Игра состоит из четырех таймов по 15 минут общего времени. Между первой и второй, третьей и четвертой четвертями двухминутный технический перерыв. Между второй и третьей четвертью перерыв 5 минут.
Комментарий. В зависимости от ранга и уровня соревнований общее время может быть сокращено, как игровое, так и перерывы.

НАЧАЛО ИГРЫ
Игра начинается с приветствия команд. Согласно жребию, одна команда занимает позицию в защите, другая – в нападении. По свистку старшего судьи игрок нападения производит первый удар и начинается общий отсчет времени.

УДАРЫ ПО МЯЧУ
Удары по мячу производятся битой, которая держится двумя руками, а замах производится из-за головы. Бить с плеча или с боку запрещается. На правильный удар дается две попытки. Удар считается действительным, если мяч по воздуху пересек шестиметровую зону и упал в пределах поля или по воздуху улетел за линию города не пересекая боковые линии. Удар считается не действительным, если мяч в воздухе задел потолок, сетку и др. посторонние предметы. После неправильной первой попытки дается вторая, если и она не удачная, то игрок лишается удара, но он имеет право на перебежку. Игрок может отказаться от удара, для этого он должен встать в районе зоны подачи и, подняв вверх руку оповестить об этом старшего судью.

ПОДАЮЩИЙ
По просьбе бьющего он подает мяч на указанную высоту. Для совершения удара дается возможность двух подкидываний. Подающим игроком должен быть на совершения удара. Подающий не имеет права на атаку, но может выходить в поле на обратное осаливание.

ПРАВО НА АТАКУ (ПЕРЕБЕЖКУ)
Право совершить перебежку имеют только те игроки, которые совершили попытку удара. Совершив полную перебежку, игрок может совершать перебежку только после совершения им удара.

ВЫНОС МЯЧА
Вынос мяча производится игроком защиты, находясь в пределах игрового поля. Мяч может быть вынесен как броском, так и в руке между флажками линии города. Если мяч пересек линию города через боковые линии, то игра продолжается. Запрещается делать ложные замены на вынос мяча.

ОСАЛИВАНИЕ
Осаливание – попадание мяча в игрока атаки. Осаливание игрока на падения производится в тот момент, когда он совершает перебежку и находится в поле. Осаливать можно только находясь в пределах поля, мяч должен быть выпущен из рук. После осаливания игра продолжается, и игроки защиты должны покинуть поле за линию кона или города. Если при осаливании мяч попал в голову, то осаливание не засчитывается, при умышленном попадании в голову игрок защиты наказывается желтой карточкой.

ОБРАТНОЕ ОСАЛИВАНИЕ
После осаливания игроки той команды, игрок которой был осален имеют право производить обратное осаливание, т.е. подбирать мяч и осаливать игрока противоположной команды. Обратное осаливание может происходить многократно. На обратное осаливание со скамейки запасных в поле может выходить не более 5 человек, в противном случае дается свободная смена команд.

САМООСАЛИВАНИЕ
Игрок нападения считается самоосаленным, если он выбежал и вернулся за линию кона или города, во время перебежки выбежал за боковую линию, коснулся мяча или игрока защиты владеющего мячом. Очки, набранные в момент самоосаливания, не засчитываются. Игрок защиты после самоосаливания и свистка судьи оставляет мяч в поле и покидает его за линию кона или города. Игроки, совершившие самоосаливание имеют право на обратное осаливание. При умышленном самоосаливании назначается свободная смена.
Комментарий. Часто при самоосаливании игроки защиты и нападения оказываются в ауте, самоосаленным считается тот, кто последним покинет аут.

ПЕРЕБЕЖКИ
Каждый игрок нападения имеет право на перебежку, только после того, как совершил удар. Игрок, перебежавший с линии Города до линии кона, пересекший ее и вернувшийся за линию Города не был осален сам или не был осален кто-то из игроков его команды, совершил полную перебежку и принес своей команде 2 очка. Перебежки в одну из сторон не приносят команде очков.                   

ОЧКИ, ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ И ПРОИГРАВШИХ
Каждый игрок, совершивший полную перебежку, приносит своей команде 2 очка. Игрок защиты, поймавший мяч после удара с лета, приносит своей команде 1 очко. Победителем считается та команда, которая наберет больше очков.
Команде может быть засчитано поражение, если в ходе игры на поле осталось менее трех человек. Если команда не явилась на игру, ей засчитывается техническое поражение и команда несет другие наказания, предусмотренные положением о соревнованиях.

НАРУШЕНИЯ ПРИ УДАРАХ
Бьющему игроку запрещается выполнять удар с плеча, с боку, выходить или заступать за линию города и зону подающего, выбрасывать биту в поле, затягивать время, брать биту до разрешения судьи. При нарушении этих правил судья имеет право лишить игрока удара.

НАРУШЕНИЯ ПРИ ПЕРЕБЕЖКАХ
Игроку атаки при перебежках запрещается выбегать в поле со скамейки запасных, сезоны подающего, за исключением бьющего игрока, касаться игроков защиты, выбегать в аут, касаться или брать мяч в руку. За эти нарушения судья может дать свободную смену и наказать игрока желтой карточкой.

НАРУШЕНИЕ ПРИ ИГРЕ В ЗАЩИТЕ
Игрокам защиты запрещается выходить за пределы поля до удара. Если игрок защиты вышел за пределы поля до удара, а удар был действительным, то игроку защиты делается предупреждение, а игроки нападения вышедшие после удара в поле совершают перебежку в одну сторону. Игрокам защиты запрещается во время перебежки блокировать игроков атаки, выходить в аут до удара, находиться в штрафной зоне до удара, прятать мяч и делать ложные движения, затягивать время при выносе мяча. При этих на рушениях игрок наказывается замечанием и желтой карточкой.

ЖЕЛТАЯ КАРТОЧКА
Желтая карточка предъявляется игрокам в следующих случаях: если игрок дважды нарушил одно и тоже правило, за неспортивное поведение, аппеляцию судьям во время игры и другие нарушения. Желтая карточка также может предъявляться и тренерам команд и их помощникам.

КРАСНАЯ КАРТОЧКА
При предъявлении красной карточки игрок или тренер команды обязав покинуть поле без права замены с последующим рассмотрением на судейской коллегии. Красная карточка предъявляется при получении второй желтой карточки, драки, сквернословии, недисциплинированном по ведении, как на поле, так и за пределами его во время игры, до подписания протокола.
Красная карточка может предъявляться и тренерам команд и их помощникам.

МИНУТНЫЙ ПЕРЕРЫВ
Каждая команда имеет право брать один минутный перерыв в каждом тайме. Старший судья и врач также по каким либо причинам может объявить технический перерыв. Время технического, медицинского или минутного перерыва не входит в общее время.

P.s. Сегодня около 17 часов позвонила учитель физкультуры Фащевской средней школы Ольга Куракина. Они тоже своей командой села Фащевки Грязинского района хотели бы поучаствовать в турнире по лапте, ну и выставить команду села в соревнования круглогодичного Кубка дворовых видов спорта. Так что процесс пошёл:)

Лапта: правила, экипировка, роли игроков

Лапта — русская народная командная игра с мячом и битой. Первые упоминания об этой увлекательной игре встречаются в памятниках древнерусской литературы. Шары и удила были найдены в слоях XIV века при раскопках в Новгороде. Так что по самым скромным подсчетам лапте не меньше 700 лет! Это очень динамичная игра, не уступающая по своей увлекательности американскому бейсболу. От игроков требуется работать в команде, демонстрировать находчивость, внимательность, ловкость, аккуратность, хорошую физическую форму и, конечно же, безграничную волю к победе.

Общая информация

Действие игры происходит на прямоугольном игровом поле. Длина 45-55 метров, ширина 25-40 метров. С одной стороны город, с другой конус. Для игры необходим теннисный мяч (резиновый) и бита (лапта), которая должна быть из цельного дерева, длиной от 60 см до 120 см, диаметром не более 5 см. Диаметр ручки биты должен быть не менее 2,5-3 см; конец ручки должен иметь утолщение для обеспечения безопасности при ударе по мячу.

Каждый игрок может использовать индивидуальную биту, соответствующую этим размерам. Игрокам в возрасте до 12 лет разрешается использовать плоскую биту длиной 80 см, шириной до 6 см и толщиной ручки 2 см. Нельзя использовать бейсбольные и софтбольные биты. Вес летучей мыши не должен превышать 1500 г ± 50 г.

Игра

Лапта предполагает, что стороны определяют свою роль в игре путем жеребьевки. Атакующие (или «кикеры») занимают линию города, а их противники («водяные») рассредоточены по игровой площадке.

Один из нападающих входит в фидерную зону, а остальные располагаются вдоль боковой линии города. Водяные также выбирают одного игрока, который будет подавать мяч. Он выходит в зону питчинга, а остальных участников расставляет на поле капитан.

Питчер бросает мяч, и нападающий с битой должен ударить его так, чтобы он перелетел через контрольную линию. Если бросок сделан без ошибки, нападающий устремляется к линии вбрасывания через поле и должен иметь возможность совершать рывки вперед и назад, прежде чем защитники захватят мяч.

Задача защитников перехватить (подобрать) мяч и коснуться им бегущего игрока. Если последний успел добежать до конуса и обратно, его команда зарабатывает 2 очка.

Если ему не удалось вернуться, он остается на линии конуса, ожидая другого кикера. Затем он пытается проникнуть в город, не будучи осажденным, и если ему это удастся, счет будет увеличен на 1 очко. Игрок, пробежавший по полю, успешно попадает еще два раза и затем занимает последнее место на линии подсчета очков.

Нет вопросов? Сделать ставку сейчас

Основная цель лодочников — поймать мяч, пока он летит. Затем они получают 1 очко и становятся нападающими. Другой вариант — подобрать упавший мяч и коснуться им бегуна. Игрок, поднявший мяч, вправе сделать это сам или передать снаряд другому члену своей команды. Затем снаряд следует вернуть в город, после чего игра останавливается.

Для игрока, передвигающегося в это время по полю, возможны два варианта:

  • Если он доберется до центра площадки, он продолжит движение.
  • Если нет, он возвращается в исходную точку.

Если бьющие игроки совершают ошибки, отправляя мяч за пределы поля или получая выговор от судьи, их команда наказывается.

Лидеры побеждают, если они осаждают бегуна, а затем все они бегут обратно в город, не будучи осажденными. Возможны ситуации, когда победа сразу присуждается лидерам, если кто-либо из нападающих:

  • Совершает грубое нарушение правил.
  • Удерживает мяч руками или иным образом ограничивает доступ к снаряду.
  • Летучая мышь вылетает из рук отбивающего за пределы территории отбивающего.

Лапта включает в себя 2 игры по 20 минут каждая. Судья объявляет об окончании игры длинным свистком. Сторона, набравшая наибольшее количество очков, объявляется победителем.

Игрок, перешагнувший линию города одной ногой, может вернуться назад. Если вы шагаете обеими ногами, вы должны оставаться на месте, иначе судья поменяет команды. Если кикер перетягивает карты, игроки на стороне кикера получают шанс повторить удар.

Русская Лапта запрещает всем, кроме питчера, приближаться к игроку с битой более чем на 2 метра. Игроки не могут бросать мяч в голову, пах и солнечное сплетение. Использование биты большего размера, чем разрешено, или использование бейсбольного оборудования также запрещено.

Особенности

Lapta — игра, имеющая множество особенностей. Во-первых, это демократично. Жестких требований к оборудованию и дизайну детской площадки нет. Оптимальным является травяное поле или площадка с ровной поверхностью. Иногда также используются крытые залы. Правила немного изменены, так как мяч может отскакивать от стен, но от этого игра не становится менее увлекательной.

Во-вторых, в лапту можно играть в любое время года, даже зимой: можно утаптывать снег и делать разметку краской. А все необходимое оборудование – это бита и теннисный мяч, причем биту можно сделать даже своими руками.

Наконец, эта игра тренирует все основные спортивные качества: быстроту реакции, меткость, умение концентрироваться, стратегическое мышление и навыки работы в команде. Вам нужно уметь прицельно бить по мячу, развивать хорошую скорость, уворачиваться от снаряда, брошенного соперником, делать пас другому члену своей команды или осаждать соперника. А иногда у вас есть всего несколько секунд, чтобы подумать о том, что вы делаете.

Таким образом, лапта – национальная русская игра, имеющая давнюю историю. Эта игра всегда была частью русской культуры и до сих пор очень любима россиянами.

Статьи

Scotiabank Saddledome (Калгари, Альберта)

Scotiabank Saddledome — многофункциональная крытая арена в Калгари, Альберта, Канада. Расположен в…

Каноэ-слалом и спринт: все, что вам нужно знать

Каноэ-слалом — олимпийский вид спорта, основной задачей которого является управление байдаркой…

Мой!

Когда «Мое!» кричали в футболе? Что такое определение «Мое!» в футболе? «Мой!» (означает «Мой мяч») выкрикивают, когда…

Рейтинговая система

Как понимать «рейтинговую систему» ​​в теннисе? Сколько очков нужно игрокам, чтобы перейти на уровень выше? Что такое теннис…

Глоссарий ставок

По всем направлениям

На приблизительном переводе деятельности букмекеров это означает «одновременное повышение коэффициентов». Как…

Куколка

Что такое Кокл в ставках на спорт? Как понять, что означает термин Кокл применительно к ставкам? Что означает Кокл…

Всевозрастная гонка

Что такое Всевозрастная гонка? Почему некоторые скачки в конном спорте называют скачками всех возрастов? Что означает английский термин…

DNB (Draw no bet)

Что такое DNB (ничья без ставки)? Когда возвращаются деньги в DNB (ничья без ставки)? В чем разница между DNB (Ничья…

Лапта — правила игры. Игра «Лапта». Русская лапта

Куприн утверждал, что лапта — это самая захватывающая и интересная игра. Бездельникам не место! Чтобы играть на басу, нужно иметь находчивость, зоркий глаз, быструю пробежку, внимание, сильный удар. Согласитесь, не всякая игра делает тело таким гармоничным. Правила лапты чем-то напоминают современный американский бейсбол.

Уже много лет ведутся споры о том, кто на самом деле является родоначальником бейсбола. Кто-то предполагает, что Россия с ее лаптями, кто-то утверждает, что лапа имеет корни в Англии. Американцы также уверенно заявляют, что бейсбол – это их национальное ноу-хау, придуманное исключительно ими и не имеющее аналогов. Однако у них такая позиция по многим вопросам, например, название «американский футбол» — это банальный вариант регби, но для них это символ нации. Но вернемся к нашим лаптям и узнаем о нем все самое интересное.

История игры

Теперь никто не может с абсолютной уверенностью сказать, когда родилась лапта. Одним словом — древний точно. Некоторые историки даже утверждают, что он был известен человечеству еще в 10 веке до нашей эры. А армянский ученый Тарьян высказывает весьма фантастическую версию – даже Иисус в детстве играл в лапту. Во всяком случае, религиозные деятели известны своей любовью к этому занятию. В свободное время архиепископы играли в мяч. Ученый Дюран рассказывает, что во время Пасхи и Рождества епископы вместе с клириками закрывались в монастырях, домах, играя на басу и распевая музыкальные партии. А вот в Великом Новгороде нашли вполне настоящие валяные шары и деревянные билы, которые уже почти полностью доказывают, что лапа там существовала еще в 14 веке. По самым скромным подсчетам, ему не менее 700 лет! Подобные игры в лапту были и у других народов. Например, у финнов популярностью пользовалась игра под названием «песо палло», у англичан подобие лапты еще называют «крикет», а у американцев — всемирно известный «бейсбол».

История лапты в России

Особой любовью у славян пользовалась классическая русская лапта. Правила игры хоть и довольно сложны, но это не помешало этому виду досуга распространиться по Центральной и Восточной Европе. Имена она носила совсем другие: «ватка», «шибка», «игровые шары», «биток». Фактом остается то, что лапту неизменно приглашали на каждый праздник на Руси. Как средство обучения воинов (Преображенский, Семеновский, Шевардинский полки) специализированная лапта стала использоваться еще при Петре. В дореволюционной России она прекрасно практиковалась педагогами разного уровня для воспитания детей, подростков, детей раннего возраста.

Современная история лапты в России

В 1957 году во время Спартакиады миру впервые была официально представлена ​​лапта. Но все же тогда она не смогла стать массовым видом спорта. Ситуация изменилась в 1987 году, когда правительство дало импульс развитию софтбола, бейсбола и лапты. Первый чемпионат страны прошел в 1990 году в Ростове-на-Дону. В спортивной классификации российского спорта она фигурирует в 1994 году. Ровно через год был составлен полный свод итоговых правил игры в лапту. Теперь каждый год проходят соревнования. Федерация Лапты России принимает участие в спортивной жизни общества с начала 19 века.97.

Описание игры

Лапта — это командная игра со специальным мячом и битами. Игроки первой стороны подают мяч на максимально возможное расстояние. Пока он летит, они должны пробежать всю местность (а она не совсем маленькая по размерам) и вернуться с ней обратно. Задача второй команды — перехватить летящий мяч и не дать ему догнать соперников.

Для того, чтобы играть в русскую лапту, вам нужно будет собрать две команды. Количество игроков не имеет значения, но в крайнем случае не следует (оптимально по 8 человек с каждой стороны). Основная задача – отбить мяч, который подает представитель команды соперника, как можно дальше. Игра Лапты предполагает постоянные одновременные пробежки, то вперед, то назад. Противостоящая команда должна «осадить» мяч. Если ваш забег будет удачным (то есть мяч будет отбит и выброшен), то начисляются очки. Игра в лапту происходит в строго оговоренный период времени. Побеждает команда, набравшая максимальное количество очков в конце матча.

Русская лапта. Правила игры

Площадка может быть как закрытой (в помещении Дворца спорта), так и открытой (на открытом поле). Обязательное условие – она должна иметь ровную и прямоугольную форму. На игровом поле две черты, между которыми около 50 метров. Ширина поля может варьироваться от 25 до 40 метров. Первая сторона называется кон, а вторая — город.

Игроки идут на площадку. Их уже разделили на две одинаковые команды. С помощью лота определяется, кто из них займет место на позиции города, а кто из них будет рулить. Первой атаковала городская команда. Первый сервер отбивает битой (лаптой) специальный мяч как можно дальше и дальше. В это время игрок должен бежать вслед за направлением своего движения. Понятно, что он должен ударить в сторону кола. Команда водителей ловит тот самый мяч. Если она его получит, то попытается запятнать («осадить») бегущего игрока-соперника. Вы можете бросать мяч друг другу. Таким образом, приобретается более удобная позиция для броска в соперника. Когда эта процедура завершена, ход переходит к соперникам.

В том случае, если игрок, бьющий по мячу, неудачно наносит удар, и соперники его ловят, ему не следует бежать к игроку, потому что его соперники могут очень быстро его поймать и положить на землю. Лучшее решение в этом случае — оставаться за линией фронта, в зоне безопасности «пригородов».

Игроки, находящиеся в пригороде или за ставками, должны просто дождаться освобождения. Это может сделать только один человек — человек, который обслуживает. Если ему удается сделать хороший пас (ударить по мячу и отбросить его), ему удается помочь игроку команды во время его бега.

Нюансы

Иногда в игре Лапта бывают очень сложные ситуации. Правила игры по-прежнему способны их разрешить. Например, если в активе только один игрок — команда не очень хорошо играла, и все, кроме сервера, на кону или в Подмосковье. Что можно сделать в этом случае? Правила русской лапты гласят, что здесь ход отдается игроку, ни разу не ударившему по мячу. Он может сделать три удара. Но если он все же несколько раз промахивается, команда уступает место другим.

Если мяч перелетает за боковую линию, то он не засчитывается. А сам заявитель не имеет права присоединяться к черте города. Игроку, если он не может ударить по мячу лаптой, допустимо бросать его одной рукой. Выигрыш будет засчитан, когда все участники хотя бы раз ударили по мячу, но он ни разу не пересек линию. Вечеринка окончена. Теперь игроки могут переключаться между платформами.

Интересное занятие — Лапта. В правилах игры сказано, что любое изменение в составе команд должно быть предупреждено секретарем. Вопрос о спорном мяче решает только судья. Игроки должны досконально изучить правила замены и расстановки на игровом поле.

Штрафы и нарушения

Также есть система грязной лапы. Правила игры предупреждают, что мяч следует бросать только вертикально (не по дуге), из положения раскрытой ладони и без перекручивания. Обратите внимание на нарушения при пробежке, возврате мяча в дом, нарушениях в обороне и при выносе. Строгая, но лапа справедливая. Правила игры Обязательны к изучению, если вы стремитесь играть в лапту не как новичок, а на более профессиональном уровне.

Правила поведения игроков

Команды должны сотрудничать, а не проявлять агрессию по отношению друг к другу. Уважение к тренеру, судьям, ассистентам обязательно. Принципы спортивной этики не должны нарушаться. Неспортивное поведение и пренебрежение рекомендациями грозит не только желтой карточкой, но и исключением из команды. Остановка времени в непредвиденных ситуациях должна восприниматься адекватно. Очень важно внимательно изучить жесты судей, которые они применяют. Вот некоторые из них:

  • Вытянутая рука ладонью вверх — подача.
  • Два свистка — промах.
  • Свист и сгибание рук — аут.
  • Вытянутая рука ладонью вниз – осадка.
  • Две вытянутые руки ладонями вниз — пересол.

Что нужно для игры в лапту?

Интересной особенностью игры в Лапту является то, что вам не нужно специализированное и зачастую дорогое снаряжение. С ним можно хорошо справиться, используя стандартный набор:

  • Лапта — разновидность палки, специальный длинный наконечник;
  • Обычный резиновый мяч размером примерно с теннисный.

Размеры лапты необходимы следующие:

  • Длина — 60 сантиметров;
  • Ширина основания 10 сантиметров;
  • Ширина, толщина ручки — 3 сантиметра.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *