Наталья Борисова: «Мода изменчива, а сады остаются с хозяевами на многие годы»
В большинстве случаев письма приходят в течение одной минуты, но иногда для этого требуется до 10 минут. Возможно письмо еще не успело прийти. Проверьте пожалуйста внимательно папку Входящие (Inbox). В некоторых случаях письмо может попасть в папку Спам (Spam).
Логин или e-mail: Или войдите с помощью этих сервисов:www.ogorod.ru
Сад Борисовой Натальи – проект «Замечательные сады» / ПРОФСАД
В гостях у леса …
Моя профессия начиналась с моего сада. Вернее, сад появился намного позднее. Но мечты о своем саде переросли в идею стать ландшафтным дизайнером. Мое детство прошло в Тверской области, на берегу озера. И лес всегда был и домом, и игровой площадкой, и кормильцем, и увлечением и другом. В лесу, даже на территории своего участка, хозяева не мы. Хозяева здесь – деревья, кустарники, травы, мхи, лишайники, грибы, насекомые, животные и микроорганизмы, совокупность которых и образует лес. Люди – всегда гости в лесу. И работа ландшафтного архитектора на лесном участке сродни работе врачей — основной лозунг: «Не навреди!»
В основу планировочного решения сада легло чередование открытых и закрытых пространств, связанных между собой сетью дорожек, плавно огибающих стволы деревьев.
На открытой поляне перед баней был размещен летний бассейн с настилом из лиственницы. Чтобы максимально изолировать зону отдыха от соседних домов, были созданы холмы с посадками на них плодовых деревьев и почвопокровных роз. За холмами нашлось солнечное место для маленького огородика.
Еще одна полянка в лесу была отдана под спортивную площадку с батутом.
В самой влажной части участка был выкопан пруд с ручьем. К пруду примыкает площадка со скамейками, мангалом и очагом для казана (мой супруг больший поклонник восточной кухни). За мангалом была построена дровница, выполняющая еще и функцию забора. Первоначально зарыбление пруда не планировалось. Но муж загорелся идей запустить в пруд карпов кои. И теперь в пруду поселились десяток красивых разноцветных рыб. Правда, на зиму их приходиться переселять в теплый аквариум.
Лесную часть участка оставили нетронутым. Для передвижения по лесу построены деревянные настилы из лиственницы, которые позволяют сохранить корневые системы деревьев, и предотвращают переуплотнения почвы. Таким образом удалось сохранить кусочек леса, где к нашему большому удовольствию, по прежнему растут белые грибы. Дендроплан был составлен из растений, которые передают облик естественного лесного ландшафта и хорошо сочетаются между собой и имеющимися на участке деревьями и кустарниками. Предпочтение было отдано теневыносливым породам: бересклет европейский, лещина обыкновенная, жимолость лесная, тсуга канадская. На опушках, в условиях светлой полутени были высажены рододендроны, гортензии, вейгелы, разнообразные спиреи. Терраса дома увита актинидией коломиктой. Вдоль забора высажен девичий виноград.
Вокруг дома и бани созданы миксбордеры с теневыми многолетниками. В лесной части, где при строительстве был нарушен естественный напочвенный покров, были использованы теневыносливые почвопокровные растения, которые связаны своим происхождением с лесом. Использование растений с зимующими листьями (барвинок малый, горянки, будра плющевидная, живучка ползучая, копытень европейский, пахизандра верхушечная, тиарка сердцелистная), позволило создать «вечнозеленый ковер», радующий глаз от снега до снега и во время зимней оттепели, оживляющий спящий сад зелеными прогалинами.
Использование белоцветковых растений (гортензий, спирей, волжанок, флоксов метельчатых) наполняет теневой уголок леса светом.
Эффект солнечных бликов достигается подбором пестролистных сортов растений (дерен белый Элегантиссима, разнообразные сорта хост, пестролистные сорта бруннеры). Добавляют свет в затененные уголки леса заросли сныти пестролистной. Очень красивые композиции получаются при повторе оттенка цветка одного растения в узорах и пятнах на листьях другого. Такая «перекличка» в цвете или форме позволяет объединить композицию. Повторение одного и того же растения в различных группах создает целостность всего сада.
Этот сад я не считаю полностью своим, это сад для моей большой семьи (у меня трое детей), где каждому находится занятие по душе, где можно проводить свободное время всем вместе, принимать многочисленных гостей, больших и маленьких. И самый главный и сложный заказчик, и соавтор этого сада – мой муж.
А еще это сад – коллекция. Нет сил удержаться в питомнике, чтобы не купить новый вид или сорт растения. Да и интересно посмотреть, как оно приживется на участке, как будет выглядеть в разные сезоны. Самая большая любовь в саду — теневыносливые растения. Благо место для них под пологом леса достаточно.
Мой сад не дизайнерский – это сад для жизни, для работы и для души.
Текст Борисовой Натальи
www.prof-sad.ru
«Мода изменчива, а сады остаются с хозяевами на многие годы»
Ландшафтный архитектор, лектор, участник и член жюри российских и международных фестивалей садового искусства, выставок и конкурсов Наталья Борисова делится своими секретами, рассказывает о трендах ландшафтного дизайна в 2018 году и правильном отношении к природе.
Каждый владелец земельного участка, дачного домика или сада мечтает создать на своей территории настоящий райский уголок. Но какой он, этот идеал? В поисках ответа все рано или поздно обращаются ландшафтному дизайну и практически сразу теряются в море трендов и стилей.
О себе
Наталья, как давно вы занимаетесь ландшафтным дизайном? Что или кто вас вдохновляет? Есть ли у вас собственный сад?
Заниматься ландшафтным дизайном я начала в 2000 г., когда мы с мужем решили благоустраивать собственный лесной участок, и я пошла на курсы ландшафтного дизайна. И чем больше училась, тем больше понимала, что эта профессия мне безумно нравится. Но краткосрочных курсов совершенно недостаточно, даже чтобы нормально сделать свой участок.
Было принято решение получить второе образование (по первому образованию, я врач-кардиолог) и поступить в Высшую школу ландшафтной архитектуры и дизайна ВШЛАиД при Московском архитектурном институте (государственной академии) МАрхИ. Училась и работала. Потом были ежегодные курсы повышения квалификации. И магистратура в Московском государственном университете леса (МГУЛ).
Ландшафтный архитектор – это профессия, которая находится на стыке нескольких направлений и требует знаний в различных областях. С одной стороны – это проектирование, умение грамотно работать с пространством и архитектурой, понимание стилей, истории культуры и даже философии. С другой – знания о растениях, почве, агротехнике и фитопатологии. Также необходимы инженерная подготовка, понимание вертикальной планировки, устройства дренажных сетей, ливнеотводов, систем освещения, полива, водоемов, технологий строительства. Экономическая и юридическая стороны вопроса тоже важны – надо готовить сметы, отчеты, договоры, оформлять отношения с заказчиками и подрядчиками. Психологию тоже нельзя игнорировать, чтобы лучше понимать людей, с которыми приходится иметь дело.
Да и сейчас, когда я уже сама преподаю и провожу семинары, с удовольствием иду на лекции и мастер-классы, если темы интересные.
Свой участок мы, конечно, давно благоустроили. Наш сад – это кусочек лесного массива, где мы бережно сохраняем лесные растения, травы, мхи, папоротники, грибы. У нас есть небольшой водоем с карпами кои и плодовые деревья, но мы хорошо понимаем, что на нашем участке мы в гостях – в гостях у леса.
Благодаря своему участку мы приобрели бесценный опыт работы в лесных массивах, который часто используем в нашей практике.
В 2009 году мы вместе с мужем, Евгением Корнеевым, создали ландшафтную мастерскую NB-GARDEN.
О трендах
Сейчас, зимой, когда наши читатели не обременены какими-то серьезными работами на своих участках, у них есть возможность подумать об оформлении своих садов в новом сезоне. Расскажите, какие тренды ландшафтного дизайна будут актуальны в 2018 году? Интересно также, какие из них сохранятся с прошлых лет, а что появится нового.
Современные направления в ландшафте формируются не одним днем или даже годом. Мода в ландшафте – это не вопрос выбора цвета или формы, это вопрос использования современных материалов, технологий, новых приемов. И у потребителя должно сформироваться современное мышление, новая эстетика восприятия природы. Сегодня в тренде авторский сад, созданный с учетом особенностей места, архитектуры, наделенный индивидуальными чертами, вызывающий эмоции.
Сумасшедший ритм жизни, нарастание экологических проблем, усталость от городской суеты, экономический кризис способствуют тому, что востребованы сады в природном стиле, создающие ощущение естественной природы, простые и функциональные, не требующие ежедневного ухода.
Малоуходные сады – это один из основных трендов в последние годы и, думаю, он сохранится и в дальнейшем. Услуги профессиональных садовников достаточно дороги, заказчики сегодня не хотят тратить деньги впустую, да и постоянное присутствие посторонних людей, поддерживающих порядок в саду, может утомлять.
Конечно, совсем без ухода не обойтись, но грамотный ландшафтный проект позволяет сделать уход более технологичным и минимизировать расходы на обслуживание сада.
На смену сложным в уходе миксбордерам и альпийским горкам пришли посадки массивами из кустарников, злаков и структурных многолетников.
В моде многофункциональность – сочетание эстетики и пользы. В каждом саду хозяева хотят видеть плодовые деревья, кустарники и огороды. Конечно, приятно сорвать ягоду с куста или яблоко с дерева и быть уверенным, что они не обработаны ядохимикатами. Использование минеральных удобрений уже не приветствуется – более экологично применять компост, который можно готовить прямо на участке из скошенной травы и других растительных остатков.
На пике популярности все экологичное – плоды, овощи и используемые в ландшафте материалы.
Западные специалисты выделяют на будущий год следующие тенденции: компактность сада, столовая на открытом воздухе, сохранение естественной среды в масштабах отдельно взятого сада; эксперименты с посадками (выращивание необычных экзотических растений), отказ от традиционных ограждений участков, замена их подходящими растениями; создание всесезонных садов (таких, которые будут красивы в любое время года). Что вы можете о них сказать? Будут ли какие-то из этих тенденций актуальны для нашей территории?
Безусловно, есть общие тренды в ландшафтном дизайне, так же, как в архитектуре, искусстве, моде. Но и особенности национального характера тоже присутствуют.
Если говорить о компактности сада, то я не стала бы называть это трендом, всегда были большие и малые сады. В Европе компактные сады традиционны. Достаточно пройти по улицам маленьких городов, к примеру, в Голландии, и вы увидите чудесные крошечные садики, которым уже не один десяток лет.
Столовая на открытом воздухе – не новое для нас явление, а в нашем дождливом климате беседка или летняя кухня давно стали чуть ли не обязательным элементом сада. Сразу вспоминаются картины Бориса Кустодиева с чаепитием в саду. Так что традиции трапезничать под открытым небом у нас с давних времен.
Эксперименты с посадками – это практически наша национальная забава, особенно учитывая, что многие садовые центры завозят экзотические для нас растения. Однако, на мой взгляд, сейчас, напротив, актуальна тенденция использования местных неприхотливых растений, не требующих сложного ухода, укрытия в зимний период. Прошла мода на цветные формы декоративных растений, крупные соцветия кричащих окрасок. В фаворе злаки, видовые формы растений, подобранные с учетом их экологических требований, устойчивые к болезням и вредителям.
Отказ от традиционных ограждений и замена их подходящими растениями – тоже тренд, не новый для Запада. Да и у нас уже во многих охраняемых поселках между соседями не ставят сплошные заборы, а высаживают живые изгороди. Мне этот прием очень нравится, но, к сожалению, в большинстве случаев высаживают живую изгородь из туи, хотя есть много других интересных растений. Мы часто используем для таких целей различные виды боярышника, который при стрижке дает плотную колючую изгородь.
Что касается, круглогодичной декоративности сада, эта задача в средней полосе всегда была чрезвычайно актуальна, учитывая наши продолжительные зимы. Грамотный ландшафтный дизайнер всегда проектирует сад с учетом всесезонной декоративности.
Вот сохранение естественной среды в масштабах отдельно взятого сада, хотя течение тоже не новое, но в России пока мало распространенное. Редкий владелец загородной недвижимости задумывается о сохранении на своем участке биоразнообразия, привлечении полезных насекомых, лягушек и птиц. Думаю, что задача ландшафтного архитектора или дизайнера – обращать внимание заказчиков на эту сторону вопроса.
Кто, по вашему мнению, задает тенденции в ландшафтном дизайне на постсоветском пространстве?
В последние годы проводится много различных садовых фестивалей, выставок, где ландшафтные архитекторы и дизайнеры могут показать свои возможности, опробовать новые идеи, обменяться опытом с коллегами. Фестивали становятся своеобразной кухней, где формируются новые тенденции. Наша компания – частый участник и лауреат садовых фестивалей и конкурсов. В прошлом году я была в составе жюри фестиваля “Сады и люди”, было приятно увидеть новые имена, интересные проекты, новые растительные сочетания.
О традициях и стиле
Существуют ли в России национальные традиции ландшафтного дизайна?
Истоки русского сада идут из глубины веков, ведь история садов соизмерима с историей народа и отражает вековые национальные традиции. Несмотря на существенное европейское влияние, русский сад имеет свой неповторимый характер. В первую очередь это связано с природными и климатическими особенностями России.
Огромный масштаб природного окружения с широкими реками, заливными лугами и бескрайними лесами обязывает раскрыть природную красоту пейзажа. Достаточно суровый климат средней полосы ограничивает видовой состав используемых в ландшафтном дизайне растений и обязывает к сдержанности цветовой гаммы. В русских садах прослеживается образная трактовка родной природы, которая становится основной темой, идеей проектов. Северный, сдержанный облик отличается лиризмом и поэтичностью.
Для русских садов всегда было характерно гармоничное сочетание красоты и пользы. Эти приемы сегодня, как никогда, актуальны.
Актуально ли сейчас строгое соответствие сада определенному стилю или допускается смешение стилей?
Сейчас нет четкого разграничения современных садов по стилям и направлениям. На мой взгляд, принятое сегодня деление на регулярное и пейзажное стилевые направления довольно условно. Подчас сложно определить, к какому стилю относится сад. В нем могут одновременно присутствовать приемы, характерные для разных стилей.
Русский ландшафтный архитектор А.Т. Болотов писал: “Французские и регулярные сады выходят из моды, им начинают уже смеяться; английские же хотя в моде, но слишком трудны и неудобны к произведению в действо”. Эти строки написаны в XVIII веке. Поменялись материалы, ушли вперед технологии, изменилась экономическая и экологическая ситуация, но до сих пор мы видим попытки создать подобие французских и английских садов.
Это как выйти на улицу в платье прошлого века – и неудобно, и странно, и старомодно.
Самое главное, чтобы была гармония между архитектурой, садом и окружающим пейзажем.
Как быть владельцам участков, которые выбрали для себя определенный стиль, но при этом не хотят отставать от модных веяний?
Думаю, что можно создать сад любого стилевого направления в современной интерпретации. Важно не слепое копирование красивой картинки, а создание гармоничной среды для жизни. Например, мы не можем создать полноценный японский сад в наших условиях, но создать образ восточного сада, ощущение и колорит в наших силах.
Мода изменчива, а сады остаются с хозяевами на многие годы.
О растениях и цветовой палитре
Какую роль будет играть цвет в садовом дизайне?
Если говорить о растительном наполнении, в современном саду на первый план выступают объем, фактура и текстура. А вот яркие цвета малых архитектурных форм, контрастируя с растительным наполнением, еще больше подчеркивают природный характер сада. Контраст в саду – важный элемент воздействия на эмоции человека.
Можете ли выделить популярные на текущий момент цветовые решения?
Думаю, спокойные, мягкие цвета, близкие к природным, будут на пике популярности. В моде естественность.
Какие растения будут самыми популярными в этом году?
Растения, близкие к видовым, природным формам, характерные для местности, где расположен сад, подобранные в соответствии с их экологическими требованиями. Например, для лесных участков – это растения, выдерживающие условия затенения, теневыносливые многолетники, соответствующие лесному облику участка. Для сухих участков – растения, не нуждающиеся в дополнительном поливе. И, конечно, растения, устойчивые к вредителям и болезням, не требующие сложного ухода, подвязывания, укрытия на зиму.
По-прежнему будут в моде злаки, структурные многолетники. На пике популярности сейчас растения с зонтичной формой кроны.
О модных тенденциях и безвкусице
Перечислите, пожалуйста, основные анти-тренды в ландшафтном дизайне.
- Газон сложной формы с хаотично посаженными на нем растениями, что существенно затрудняет уход и вредит растениям.
- Попытка создания газона в лесной зоне и, как следствие, уборка опада и нарушение лесной экосистемы.
- Устройство сложных в уходе, пышных миксбордеров, цветников кричащих расцветок.
- Чрезмерное увлечение растениями с необычной окраской листвы, пестролистными сортами.
Использование каких приемов будет считаться показателем плохого вкуса?
Не стала бы говорить о плохом вкусе, но есть приемы, которые, по моему мнению, не стоит тиражировать.
Из основных:
- слишком разнообразный ассортимент растений, когда каждое представлено на участке в одном экземпляре, и сад напоминает винегрет, исключение составляет сад-коллекция, но и его можно оформить интересно;
- использование для мульчирования цветной щепы или мраморной крошки – смотрится неестественно и малопривлекательно;
- альпийские горки, напоминающие могильные холмики, и водопады из груды камней, прилепленные к забору.
- “гномы” в саду – использование садовой скульптуры массового производства в дешевом исполнении.
Наталья, на ваш взгляд, стоит ли следовать модным тенденциям или все же лучше опираться на собственный вкус и внутренние ощущения?
Мода на ландшафт – понятие относительное. Но тенденции в любом искусстве не возникают на пустом месте. Это ответ на вызовы времени, и полностью игнорировать их едва ли разумно. С другой стороны, сад создается для конкретной семьи. Главное, чтобы он нравился, вызывал положительные эмоции, был функциональным, а уход за ним был бы по силам владельцам.
Что можете посоветовать тем, кто желает как-то преобразить свой участок в наступившем году?
Конечно, лучше всего обратиться к профессионалу, но если владельцы участка хотят все делать сами, то можно, например, посетить фестивали садового искусства, которые проходят по всей России, и попытаться заимствовать какие-то приемы или идеи. Авторская интерпретация с учетом особенностей участка может стать изюминкой сада. А самое главное, подбирая растения для сада, необходимо учитывать их потребности к свету, влажности, почвам. Чтобы растение хорошо выглядело и росло, оно должно быть счастливо, а значит, находиться в комфортных для него условиях.
До начала нового сезона еще есть время, и вы можете провести его с пользой, изучая тренды ландшафтного дизайна, знакомясь с мнениями специалистов и новыми идеями, а затем планируя воплощение самых интересных из них в своем саду.
Источник
www.xn--80afdb0cbapl.xn--p1ai
О творчестве, садах и вдохновении
23.01.2016Интервью с ландшафтным архитектором, руководителем ландшафтной мастерской NB-GARDEN Натальей Борисовой и арт-директором Евгением Корнеевым.
— «Ландшафтный дизайн — это искусство, находящееся на стыке трёх направлений: с одной стороны, архитектуры, строительства и проектирования, с другой стороны, ботаники и растениеводства и, с третьей стороны, в ландшафтном дизайне используются сведения из истории, культуры и философии. Кроме того, ландшафтным дизайном называют практические действия по озеленению и благоустройству территорий».
Это определение ландшафтного дизайна, которое можно найти в интернете, а что для вас ландшафтный дизайн?
Н. Ландшафтный дизайн — это преобразование пространства, формирование комфортной среды для жизни, отдыха, это эмоции, настроение, здоровье людей — психическое и физическое. Это трепетное отношение к существующим природным ландшафтам, к растениям, создание благоприятных условий для их роста, поддержание биоразнообразия.
Е. Для нас это образ жизни, это и творчество, и работа, и хобби, и отдых.
— Когда вы создаете дизайн сада, вы смотрите на интерьер дома? Является ли дизайн сада продолжением интерьера дома или это отдельная история? Есть история в доме и совсем другая история в саду?
Н. Когда впервые попадаешь на участок, важно все. Есть такое понятие «дух места» – это и дом, и архитектура, и существующий ландшафт, и окружение, и история, и семья со своими потребностями. При создании проекта чрезвычайно важно почувствовать «дух места». Для этого мы проводим тщательный анализ участка, его рельеф, микроклимат, существующую растительность, изучаем архитектуру дома, а если его еще нет (в настоящее время очень часто заказывают проекты до постройки дома) – архитектурные проекты. Если дом уже построен, обязательно смотрим интерьеры, виды из окон. Когда бываешь в доме, лучше начинаешь понимать своего заказчика. Принято считать, что сад – продолжение дома, а если дом не настолько хорош, чтобы его продолжать в саду, тогда сад может взять на себя солирующую роль. Иногда интересный ландшафт задает архитектуру дома и тогда дом может стать продолжением ландшафта. Конечно, в идеале дом и сад должны быть единым целым, находиться в гармонии, быть соразмерны, созвучны друг другу и человеку.
— У вас есть любимые ландшафтные стили, в которых вам нравится работать?
Н. Знаете, я бы хотела делать современные сады, мы живем в XXI веке, появилась новая эстетика, новое отношение к растениям, сезонной декоративности, время задает свои требования к садам, такие как экологичность, технологичность в строительстве и уходе. Современный сад – это совершенно не обязательно сады в стиле хай-тек или минимализм. Можно создать современный сад в регулярном или природном стиле, но в современном прочтении, с использованием современных технологий.
Е. Мы делаем сады разных стилей. Сад строится с учетом стилистики дома и вкусовых предпочтений заказчика. Мы любим сады разных стилей, но обязательно привносим в них свое видение и современное прочтение.
Н. Конечно, все должно быть в гармонии. Сейчас мы делаем проект регулярного сада на участке с постройками классической архитектуры, но сад, тем не менее, получается современный. Да, там есть четкая геометрия, стриженые растения, но они работают уже по-другому. Даже если владельцы участков первоначально приходят с запросами на традиционные сады, когда начинаешь с ними работать, рассказывать, показывать что-то новое, становится понятно, что они готовы к новому, к интересным и технологичным решениям.
— Если заказчик приходит к вам со своей идеей сада, это приветствуется?
Н. Конечно! Самое сложное найти идею, а если заказчик предлагает идею, это очень хорошо. Мы вместе придумываем историю, заказчик вовлекается в процесс проектирования сада, становиться соавтором – и это позволяет создать индивидуальный неповторимый сад.
— Были ли у вас заказчики, которые вам давали сад на откуп? Вы мне сделайте, а я посмотрю. Или это всегда диалог?
Н. Мы предпочитаем диалог. Были заказчики, которые давали проект на откуп представителям, но это всегда очень сложно, потому что сад делается для семьи, а не для третьего лица. Это не наш сад, чтобы каждому члену семью было комфортно, уютно в саду, нужно много работать с заказчиком, обсуждать. Это всегда совместный труд.
— Наталья, вы говорили, что преподаете, где вы преподаете?
Н. Мы читаем лекции, проводим семинары. В центе садового искусства «Гертруда» я читаю курс по вертикальной планировке. Были с семинарами в Киеве и в Алматы, собираемся в Минск. Сейчас я учусь в магистратуре в МГУЛ. После окончания магистратуры планирую заняться преподавательской деятельностью, не бросая, конечно, практическую работу.
— А какая тема у вашего диплома?
Н. Тема моего диплома «Новые подходы к использованию многолетних травянистых растений в урбанизированной среде». Сегодня весь мир идет по пути устройства устойчивых цветников, которые не требуют много ухода, дополнительного полива, частых пересадок. В наших городах еще только начали применять многолетники, злаки, нет большого опыта и понимания, как их использовать, этому надо учиться, подбирать растения для наших условий. В своей работе я пытаюсь систематизировать зарубежный опыт использования многолетних травянистых растений, адаптировать его к нашим условиям.
— Как вы считаете, в Москве, возможно, применять многолетники?
Н. Да, конечно. У нас уже есть хорошие примеры — это Крымская набережная, Вишневый сад. Москва очень зеленый город, но деревья уже достаточно высокие, а под пологом крупных деревьев, в условиях затенения стелют газон, который выпадает за очень короткий срок, — получается, что на уровне глаз человека только стволы деревьев. Мы не видим листвы, мы видим голую землю, но ведь можно использовать теневыносливые, устойчивые многолетники именно в таких местах.
— Наталья, хочу задать вопрос, который уже набил всем оскомину. Как вы относитесь к деревьям в контейнерах?
Н. Я, наверное, выскажу общее мнение — деревья в контейнерах это, во-первых очень большие трудозатраты, во-вторых не удается достичь желаемого декоративного эффекта, в-третьих растения очень жалко. Чтобы растение выглядело хорошо, оно должно два-три года расти в оптимальной для него среде. В первый год добиться декоративности практически невозможно. Наши суровые климатические условия не позволяют древесным растения зимовать в контейнерах, их приходиться ежегодно заменять. Мне кажется, можно найти более достойное применение средствам, потраченным на высадку и уход за деревьями в контейнерах.
— Если вернутся к вашему образованию. Вы окончили школу «СОГЭЦУ», что она вам дала? Поменялось ощущение мира, понимание сада?
Н. Конечно, икебана – это сад в миниатюре. Искусство икебаны учит ощущению пространства, учит отсекать все лишнее. Это необходимо в ландшафтном дизайне и архитектуре, нам очень часто не хватает этой способности. Есть чему поучиться у японских мастеров. У нас и красненькое, и жёлтенькое, и кругленькое, и квадратненькое и бантик еще привяжем фиолетовый. В икебане всегда есть идея, гармония, чистота линии и цвета. Для архитекторов и дизайнеров это прекрасный тренинг.
— Мне очень понравился ваш выставочный сад «На маленьком плоту», который был представлен в 2014 году на Фестивале «Сады и люди». Какую историю, вы рассказывали этим садом?
Н. Да, конечно, есть история, это история моего детства. Все мои детские ощущения, воспоминания соединились в этом саду. Весной 2014 нам посчастливилось съездить на Валдай, в места, где я выросла. Была ранняя весна, озеро еще было скованно льдом, золотистый рогоз, вмерзший в лед, качался на ветру. Деревянный плот, соединенный длинными мостками с берегом, пробудил детские воспоминания. И родилась идея сада — образ моего детства, неразрывно связанного с природой Средней полосы России.
— На создание этого сада повлияло СОГЭЦУ?
Н. Да, я думаю, повлияло. Согэцу это определенное мировоззрение. У выпускников СОГЭЦУ вкус, «испорченный» икебаной (смеется). Он уже не допустит ничего лишнего, много растений, материалов, деталей, фактур, цвета, все должно быть лаконично. А в саду, тем более выставочном, это еще актуальнее. В выставочном саду не может быть мелочей. Минимальными средствами нужно сказать очень много.
— В процессе строительства сада может что-то поменяться?
Е. Да, такое бывает, заказчик может добавить какой-то элемент, строение или, наоборот. Ничто человеческое нам не чуждо, мы относимся к таким изменениям с пониманием. Доделываем, переделываем, главное, чтобы общая идея сохранялась. Если говорить о растениях, то мы стараемся, чтобы весь растительный материал был приобретен согласно проекту, нами или с нами. Бывает, что выезжаешь с заказчиком в питомник, он влюбляется в какое-то растение, и приходится вносить изменения в сад. А иногда, заказчикам дарят какие-то растения или малые архитектурные формы, и это тоже приходится учитывать и корректировать проект.
— Вы много путешествуете? Путешествия влияют на ваши сады?
Н. Да, путешествовать мы очень любим, это жизненно необходимо для творчества. Отдыхая, мы продолжаем работать. Путешествия, безусловно, влияют на наши проекты, тем более, что мы странствуем по садам и ландшафтам. В поездках мы находим вдохновение для будущих садов, идеи, интересные элементы, инженерные решения. Евгений увлекается фотографией и во время вояжей очень много снимает. Потом мы используем эти фотографии в работе, на семинарах и лекциях.
— Наталья, Евгений большое вам спасибо за интервью, хочу вам пожелать интересных путешествий.
Аника Чебан,
специально для Gardener.ru
Твитнуть
Смотрите также
Найджел Даннетт: Природные посадки, биоразнообразие и экодизайн в большом городе 10 апреля 2019 годаНедавно, по приглашению оргкомитета фестиваля «Сады и Люди», Москву посетил Найджел Даннетт (Nigel Dunnett) – профессор Университета Шеффилда, эколог, ботаник, ди …
www.gardener.ru
Большой садовый марафон по вопросам ландшафтного дизайна: ответы экспертов!
В большинстве случаев письма приходят в течение одной минуты, но иногда для этого требуется до 10 минут. Возможно письмо еще не успело прийти. Проверьте пожалуйста внимательно папку Входящие (Inbox). В некоторых случаях письмо может попасть в папку Спам (Spam).
Логин или e-mail: Или войдите с помощью этих сервисов:www.ogorod.ru